Классификация методов исследования по логике применения

1.Организационные методы: сравнительный метод, комплексный, люнгитюдный

2.Эмпирические методы исследования: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические

3.Методы статистической и математической обработки: количественные, качественные, включая казуистические.

4.Интерпретационные методы: генетический, структурный.

Поскольку в научно-педагогических исследованиях основным субъектом являются дети, то существует классификация, в основе которой лежит их способ выбора методов. По этой классификации выделяют методы рационального выбора, методы эмоционального выбора, методы деятельностного выбора

Классификация по способам сбора информации.

Эта классификация включает в основном методы психодиагностики: метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента, метод реакции на стимул. При этом важно определить тип исследовательских задач, их адресат, форма предъявления, характер исходных данных и их наличие.

Наиболее распространенной в научно-педагогических исследованиях является классификация, традиционно используемая в большинстве наук, как естественных, так и гуманитарных.

Традиционная классификация методов научно-педагогического исследования:

1)теоретические методы,

2)эмпирические методы,

3)методы обработки научных данных (математические и статистические методы).

1. Теоретические методы: метод интерпретаций, метод диалогового понимания целого, метод анализа и синтеза, метод идеализации и моделирования, метод индукции и дедукции, метод аналогий, метод сравнения и обобщения, метод ранжирования, метод классификации, монографический метод.

2. Эмпирические методы: метод наблюдения (включенное, непосредственное, открытое, закрытое, монографическое, дискретное, узкоспециализированное, лонгитюдное, наблюдение-поиск, ретроспективное, полевое, лабораторное и другие), метод контент-анализа, метод изучения опыта;

метод эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный, сравнительный, глобальный, локальный, лабораторный, мыслительный);

метод опроса (беседа, тест, интервью, анкетирование).

3. Методы обработки научных данных: метод динамического ряда, корреляционный и регрессионный анализ, метод выборки, вариационные ряды, меры центральной тенденции (мода, медиана), меры связи (диаграмма рассеивания, репрезентативность выборки, дисперсия).

Оптимальный выбор методов исследования зависит:

1) от предмета исследования;

2) от парадигмальных, методологических установок, лежащих в основе исследования;

3) от принципов и содержания научно-исследовательского процесса;

4) от специфики изучения различных аспектов образования.

Предмет исследования может носить различный характер. Это может быть теоретико-методологическое исследование, историко-педагогическое исследование, теоретико-прикладное исследование. В рамках теоретико-методологического исследования целесообразнее всего использовать в качестве основных комплекс теоретических методов, таких как анализ, синтез, обобщение, классифицирование, индукцию и дедукцию, а в качестве вспомогательных, дополнительных - эмпирические методы и при необходимости методы обработки результатов. Историко-педагогическое научное исследование требует широко использовать теоретические методы ретроспективного характера, такие как контент-анализ, интерпретация, понимание, сравнение и др. Теоретико-прикладное исследование предполагает использование всего комплекса методов и теоретические, и эмпирические, и статистические в полной мере. При этом необходимо отметить, что метод моделирования является универсальным методом научно-педагогического исследования.

Парадигма – как образец, в рамках которого ведется научно-исследовательская работа, тоже влияет на выбор методов. Если в качестве образца выступает классическая (традиционная) парадигма, то соответственно наиболее целесообразным будет выбор и традиционной, для большинства научных исследований, классификации. В рамках гуманитарной парадигмы научно-педагогическое исследования делает акцент на герменевтических методах, обеспечивающих «вчувственность исследователя в духовную сущность человека; на праксиметрическом методе, изучающем продукты ценностной деятельности человека (праксиология – учение о реализации человеческих ценностей в реальной жизни). Частным случаем этого метода является биографический метод, рассматриваемый как метод исследования особенностей жизни одного человека или группы людей в каких-либо условиях. Для научного исследования в рамках постнеклассической (гуманитарной) парадигмы возможно использовать любые известные методы научного исследования, конечно с достаточной аргументацией их целесообразности.

Выбор методов исследования так же должен соотноситься с принципами и содержанием исследовательского процесса. К принципам исследовательского процесса относятся:

· принцип объективности;

· принцип целостности;

· принцип процессуальной динамики;

· принцип детерминизма, как отражение причинно-следсвенной связи;

· принцип персонализации, характеризующий не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но и индивидуальные отклонения от нормы;

· принцип компетентности, как специальная подготовка к исследованию.

К содержательным аспектам исследования можно отнести: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация (оценивание систематизация), информация о результатах (публикация).

Чтобы выбор методов исследования был оптимален, необходимо иметь представления о специфики и проблемах изучения различных аспектов образования, основными из которых являются дидактика, теория воспитания, система непрерывного образовании.

Дидактические исследования в отличие от других аспектов образования, являются наиболее точными, однозначными, так как ориентируются на стандарты обучения. Но при этом они далеко не очевидны и требуют самого глубокого и доказательного результата для достижения объективности. Наиболее распространенной у начинающего исследователя ошибкой является высокий уровень критичности имеющихся научных достижений и желание их корректировать, когда в большей степени требуется стимулировать дальнейшее развитие инновационных дидактических систем и процессов. Исследователи со слабой методологической и педагогической подготовкой зачастую ориентируются в исследовании на совершенствование процессов усвоения знаний и формирования умений и навыков, что явно недостаточно. Необходимо не забывать и о развитии способностей, творчества, мышления, и о формировании отношения к содержанию и процессу обучения. Исходя из этого, можно говорить о том, что наиболее целесообразными методами дидактических исследований выступают методы исследования традиционный квалификации

Исследования в области воспитания так же имеют свою специфику. Во-первых, в связи со своей сложностью, неопределенностью и неоднозначностью, поэтому:

1) воспитание не имеет четких стандартов;

2) подход к воспитательным аспектам образования не должен и не может носить механистический, линейный характер причинно-следственных связей;

3) воспитание должно быть обращено к целостной личности, а не к отдельным её компонентам;

4) субъективность в воспитательном процессе явление желательное и его нельзя игнорировать в исследовательской деятельности;

5)особо необходимо обращать внимание на единство социального, индивидуального и группового во всех его проявлениях (коммуникативном, деятельностном, эмоционально-ценностном);

6) воспитательный эффект необходимо исследовать в единстве процессуальной, содержательной и результативной сторон.

Наряду с использованием традиционной классификации методов исследования, приветствуется использование праксиметрических и генетически методов исследования.

Исследования в системе непрерывного образования ориентируются на основные жизненные этапы человека в образовательном процессе:

1. от дошкольного воспитания к систематичному образованию;

2. от общего образования к профильному;

3. от выбора профессии к профессиональному обучению;

4. от профессиональной подготовки к реальной профессиональной деятельности;

5. от реактивной профессиональной деятельности к творческой.

Контрольные вопросы:

1. Понятие метод и метод исследования.

2. Классификации методов исследования

3. Оптимальный выбор комплекса методов исследования.

4. Связь предмета исследования и метода исследования.

5. Теоретические методы исследования.

6. эмпирические методы исследования.

7. Методы обработки результатов исследования.

8. Объясните зависимость выбора методов исследования от предмета, методологических установок, специфики исследовательского процесса, аспектов исследования образования (дидактические, воспитательные, в системе непрерывного образования).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: