Общая структура научного исследования

1 Постановка проблемы. На нем осуществляется не только поиск проблемы, но и точная, четкая формулировка задачи научного исследования, так как от нее в значительной мере зависит успешный исход работы. В постановку проблемы включают сбор и обработку исходной информации – данных о технических и теоретических методах и средствах решения аналогичных задач, результатах других исследований в смежных областях (анализ названной информации проводится не только в начале, но и в процессе всего исследования).

2 Выдвижениеи обоснование первоначальной гипотезы на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации. При этом рабочая гипотеза может иметь несколько вариантов, из которых выбирают наиболее целесообразный, не оставляя без внимания остальные. Иногда для уточнения гипотезы проводят предварительный эксперимент, который позволяет более глубоко изучить исследуемый объект.

3 Теоретические исследования, которые заключаются в анализе и синтезе существующих закономерностей, справедливых для исследуемого объекта, а также в добывании с помощью аппарата фундаментальных наук (математики, теоретической механики, сопротивления материалов и др.) новых, неизвестных еще закономерностей. Цель теоретических исследований – как можно полнее обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить как можно больше следствий из принятой рабочей гипотезы. Теоретическое исследование аналитически развивает принятую гипотезу и, как правило, приводит к разработке теории, которая должна обладать способностью объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. Если теория неадекватно описывает известные явления, то появляется необходимость в изменении гипотезы, которая требует сбора соответствующей дополнительной информации об объекте исследования.

4 Экспериментальное исследование, или научно поставленный опыт – наиболее сложный и трудоемкий этап научного исследования. Цель эксперимента зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения. Если эксперимент проводится после теоретического исследования, он подтверждает либо опровергает результаты разработанной теории. В случае отсутствия достаточной теоретической базы эксперимент часто предшествует теоретическому исследованию. При таком порядке проведения исследования теория объясняет и обобщает результаты эксперимента.

5 Анализ и сопоставление их результатов, следствием которых является окончательное подтверждение выдвинутой гипотезы и формирование следствий, вытекающих из нее, либо необходимость ее видоизменения. В некоторых случаях на основе выполненного анализа гипотеза может быть опровергнута.

6 Подведение итогов исследования, то есть формулируются полученные результаты и их соответствие поставленной задаче.

7 Освоение результатов научного исследования в массовой практике.

 

Огромную роль в организации научно-педагогической работы играет моделирование.

Модель – система символов воспроизводящая сущностные свойства оригинала на основе замещения и сходства с целью получения новых знаний об оригинале.

Этапы построения модели:

1. нахождение аналога существующей реальности,

2. проверка аналога на соответствие реальности,

3. проверка степени полноты рассматриваемой модели,

4. проверка существенной ценности модели (то для чего нужна модель – новые знания).

Роль модели в научном исследовании заключается в том, что она является отправной точкой и конечным результатом исследования. Следовательно, определяет цель и технологию исследования. Модель нужна для а) сопоставления выводов различных исследований, б) собственного диагностического эксперимента.

Виды моделей в научно-педагогическом исследовании:

1.модель процесса как последовательной динамической смены состояний какого-либо педагогического феномена

2..модель педагогических условий, факторов направленных на создание педагогической среды

3. модель деятельности субъектов педагогического процесса, ориентированная главным образом на эффективность организационно-управленческих аспектов.

Из представленных моделей наиболее распространенной является модель процесса, поскольку именно процесс является базовой категорией педагогики (процесс воспитания, процесс обучения, процесс формирования, процесс развития).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: