ТЕМА 4 Категориально-понятийный аппарат научно-педагогических исследований

Мы уже говорили о понимания термина, категории, понятия. Теперь рассмотрим категориальный аппарат на различных уровнях педагогического исследования, а именно на философском, общенаучном, конкретно-научном.

К базовым философским категориям относят такие термины как сущность, явление, бытие, противоречия, действительность и т.п.

К категориям общенаучного уровня относят такие термины как система, структура, функция, элемент, организация, модель и т.д.

Собственно научно-педагогические категории и понятия: педагогика, воспитание, образование, дидактика, учебный материал, преподавание, учение и т.д. и т.п.

Понятие и категории требуют своего определения как в науке в целом, так и в каждом конкретном педагогическом исследовании.

Определение понятий раскрывается через а) сущность, б)содержание, в)значение и роли, г)видовые отличия.

Иерархия терминов в исследовании:

1) ключевые термины, отражающие методологический категориальный аппарат;

2) не ключевые (вспомогательные), роль которых заключается в системно-логическом переходе с философского и общенаучного уровней на конкретно-научный;

3) базовые термины конкретного исследования.

Один и тот же термин может быть использован применительно к процессу, явлению, деятельности. Такое проникновение в понимание терминов порождает огромное количество педагогических определений, в которых не всегда просто разобраться. Тогда на помощь приходит феноменология, наука о понимании первоначальных смыслов слов, терминов.

При формировании и формулировании новых определений необходимо помнить, что определения должны быть переводимы, что предусматривает возможность выразить определение новыми (своими) словами, но при этом не должна быть потеряна сущность, содержание и иное смысловое наполнение понятия. Недопустимо в определении использовать одни и те же слова, что приводит к возникновению порочного круга или как говорят логики – возникает круг в доказательстве. Например, «либерал – это человек либеральных взглядов» или «методы воспитания – это методы, которые используются в воспитании». И последнее, определение не должно содержать противоречивости, что особенно важно, если исследование проводится в рамках классических, традиционных подходов.

Таким образом, можно выделить следующие правила формирования и формулирования определений: правило переводимости, правило однозначности, правило запрета порочного круга, правило непротиворечивости.

Тенденции развития категориально-понятийного аппарата:

1) заимствование из науки философии, как основополагающей науки бытия;

2)расширение и обогащение смыслов не научных (обычных) слов;

3)новое осмысление уже известных терминов;

4)наличие множественности смыслов у одного термина.

Основополагающими категориями научного исследования являются парадигма, теория, концепция.

Парадигма (от греч. - пример, образец) – модель (образец) постановки проблем и их решение, соответствующий данному образцу выбор методов исследования.

Теория (от греч. – рассматриваю, исследую) – система взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления или процесса.

Концепция (от лат – понимание) – определенный способ понимания каких-либо явлений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Уровни методологической терминологии

2. Иерархия терминов в исследовании

3. Способы формулировки понятий

4. Современный тенденции развития категориально-понятийного аппарата.

5. Назовите основные понятия педагогической науки и дайте им определение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: