Структура лидеров в Новом Завете

Совершенно очевидно, что согласно Библии в построении ли­дерства присутствует иерархия. В Послании к (Евреям 13:17) говорится: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покор­ны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а, не воздыхая, ибо это для вас неполезно». Светскому человеку это может по­казаться несовременным, тем не менее, это важно и истинно.

В новозаветные времена позиции лидеров начали возни­кать из необходимости. Их более поздние, исторически сло­жившиеся формы, существовавшие в различных моделях, имеют своей основой описанное в Новом Завете. Опираясь на Новый Завет, можно вести речь о четырех более или менее четких группах лидеров.

1. Первые двенадцать апостолов.

2. Служения (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учителя), которые описаны в четвертой главе Послания к Ефесянам.

3. Три вида служения или должностей (епископ, пресви­тер, дьякон), о которых идет речь в Первом и Втором посла­ниях к Тимофею и Послании к Титу.

4. Служение верующего, о котором говорится в Евангелии от (Марка 16:17-20). Оно тоже нуждается в организации, и в нем есть своя структура лидеров.

Первые двенадцать апостолов

Первая группа — это первые апостолы. Эти двенадцать че­ловек составляют особую категорию. Апостольское служение было пионерским служением, которое закладывало основа­ние, несло откровение и формировало. Апостолы собствен­ными глазами наблюдали за Иисусом в течение всего Его слу­жения (Деян. 1:1, 2; 21, 22). Они видели, как Он воскрес. Они были высланы Им. Им было поручено рассказывать устно и письменно об Иисусе. Написанное ими было признано кано­ном Нового Завета. Автором каждой канонической книги стал апостол или кто либо из их круга, например Лука, который путешествовал вместе с Павлом, знал других апостолов, а так­же лично расспрашивал обо всем мать Иисуса, Марию. Эти апостолы упоминаются в качестве основателей, когда в Пос­лании к (Ефесянам 2:20) Павел говорит о том, что Церковь построена на основании пророков и апостолов. Их служе­ние уникально, его нельзя ни повторить, ни заменить ничем другим. Напротив, ему нужно следовать в вере и хождении. Основание, заложенное апостолами, было заложено однажды и навсегда для всех нас. Согласно Посланию Иуды это «вера, однажды преданная святым» (ст. 3). В это основание входит новозаветный канон, или двадцать семь книг, которые есть се­годня в нашем Новом Завете. Никакие другие книги не обла­дают таким же достоинством и не могут претендовать на тот же уровень. Процесс откровения Библии завершился апосто­лами. Примечательно, что апостольские отцы и отцы Церк­ви (поколения духовных лидеров, которые появились сразу после первых апостолов) никогда не претендовали на то, что несут такое же откровение и устанавливают какие-то нормы. Они считали себя лишь толкователями и учителями уже су­ществующих книг. Все они подчинялись авторитету апосто­лов и указывали на их особое место в Церкви. Августин, один из выдающихся отцов Церкви, изо всех сил предостерегал от того, чтобы его труды ставились на один уровень с трудами апостолов. Отцы Церкви считали, что их труды имеют своим авторитетом Новый Завет и что во всех измышлениях и за­ключениях необходимо подчиняться только Библии.

Дары служения в Послании к Ефесянам

Вторая группа лидеров называется иногда дарами служения, на основании Послания к (Ефесянам 4:8-13), где Павел гово­рит о служениях как дарах с неба для нас. Здесь речь идет об апостолах, пророках, евангелистах, пастырях и учителях.

 

Апостол

Выражение апостол включает в себя первых апостолов, тем не менее, его нужно рассматривать в более широком смыс­ле. Здесь говорится о постоянном служении апостола в Теле Христа, которое будет существовать до тех пор, пока сущест­вует Церковь. Первые двенадцать выполняют четко очер­ченное служение, которое касается основания всей Церкви и канонов откровения. Тем не менее, в Новом Завете мы видим, что число так называемых апостолов превышает двенадцать.

Варнава был одним из них, упоминаются также и другие. Этот вид апостольского служения является основным служением первопроходца. Все апостолы представляют собой миссионе­ров, но не все миссионеры являются апостолами. Апостоль­ское служение несет в себе многогранное помазание, которое дает возможность прорываться, утверждать, строить и посы­лать. Оно влияет на целые регионы и страны и направлено не только на поместную работу. Апостол приносит откровение, созидает и выполняет функцию учителя и пастора. Если Па­вел являет собой образец апостола, который является миссио­нером, постоянно движется и расширяется, то Петр представ­ляет собой образец заботливого пастыря, который кормит и охраняет овец (см. мою книгу «Апостол»).

 

Пророк

Второе служение — пророк. Это особенное служение, основ­ная задача которого — давать направление, утешать, возгревать, увещевать и предостерегать. Прежде всего, это служение откровения. Часто пророк действует совместно с одним из других служений. Этот дар несколько односторонний, но он совершенно необходим для того, чтобы сохранять порядок в церкви, разоблачать грех и вероотступничество, хранить огонь и указывать на то, что должно прийти и каким путем нужно идти (см. мою книгу «Пророческое служение»).

 

 

Евангелист

Третье служение — это евангелист. Евангелист — это тоже особенное служение, которое совершенно непохоже на слу­жение пророка. Его сердце горит о потерянных, и его посто­янно влечет к ним. Его послание просто и фундаментально, но от этого оно не менее важно. Евангелисту сопутствует по­мазание, которое привлекает неверующих к кресту Иисуса и удивительным образом приводит их к покаянию. Часто его проповедь сопровождается мощными чудесами, знамениями и исцелениями.

 

Пастырь

Четвертое служение — это пастырь. Пастырь — это нижние служение, которое распространено более широко, но имеет поместный характер. Это единственное из пяти служений, которое в первую очередь является поместным. Другие име­ют поместную базу, но работают на региональном и между­народном уровнях. Здесь важно упомянуть, что даже если служение «большое» по масштабу, у него должно быть место и подпитка в поместной церкви. Жить в одиночестве и нани­мать людей на работу к себе в офис — это не Божий замысел, и это ведет лишь к не здравости и перекосам в самом даре. У пастыря большое и щедрое сердце. Он испытывает к овцам совершенно неповторимые чувства и посвящает им всю свою жизнь. Его задача — вести овец, кормить и оберегать. Посох пастуха, который указывает дорогу и ведет к зеленым пажи­тям, в то же время является оружием против волков, когда они приходят убить и погубить. У пастыря такой характер, что он предпочитает избегать конфликтов (он не такой воин, как апостол или пророк), но, если он не будет подниматься и держаться за свою церковь, вскоре он увидит, как дьявол разорвет ее на части. Его любовь к овцам очевидна, таким образом, на поместном уровне его служение объединяет. Пастырь - верный человек по своей природе и настроен, служить церкви всю оставшуюся жизнь. Странствующие пастыри, которые видя: в церкви лишь очередную ступеньку в карьерной лестнице, поступают не по Библии и являются вредителями.

 

Учитель

Пятое служение — это учитель. Он может объединяться со служением пастыря, поскольку пастырь тоже должен учить, но все-таки это самостоятельное служение. У учителя важное служение — делать непонятные вещи простыми и понятны­ми. У него есть данная Богом способность — наводить поря­док в откровении и учении. Он выполняет практическую, ста­билизирующую функцию, которая придает твердость даже пророкам и евангелистам. В харизматическом христианстве этот дар необходим вне меньшей степени. Без него людей унесет во всевозможные теории и фантазии. Часто это вызва­но восторженным отношением и вольными толкованиями. Учитель играет очень важную роль в исправлении излишней мечтательности.

Сейчас мы подошли к вопросу, который нельзя не затро­нуть, — кто может и должен толковать Писание. Одно из глав­ных достижений Реформации заключалось в том, что в руки людям дали Библию на их родном языке. Лютер и другие ре­форматоры отошли от общего духовенства и считали, и были в этом совершенно правы, что человек может сам читать и по­нимать Библию и руководствоваться собственной совестью. Они утверждали, что Дух способен учить человека, когда он один читает, молится и размышляет над Библией. Это истинно и необходимо, но этого недостаточно. Эта мысль, — кото­рая родилась как противопоставление католической идеоло­гии, где считалось, что истолкование является прерогативой магистрата, — привела к чрезмерному индивидуализму.

После Реформации наступила эпоха Просвещения с силь­ным акцентом на интеллекте каждого человека и позитивным понятием о том, что мы внутри себя способны осилить и по­стичь все сами, без божественного вмешательства или сверхъ­естественного откровения. Сверхъестественные черты отмета­лись как предрассудки. Эта связь между индивидуализмом и рационализмом вызвала множество проблем в протестантиз­ме, а также привела к возникновению либеральной теологии отрицания, критике Библии и мирскому характеру проповеди, и со всем этим секуляризации (от позднелат. succuhiris — «мирской, светский» — процесс выхода различных сфер жизни из под контроля Церкви. — Прим. перев.).

Существует изнаночная сторона Реформации, которую неохотно затрагивают протестанты и евангельские церкви. В среде пятидесятнического пробуждения и движений обнов­ления тоже возникали аналогичные вопросы. В тех и других течениях твердо придерживаются реформаторского принци­па «Sola Scriptura» (только Писание), то есть Писание является авторитетом и нормой учения и жизни, оно превыше любой церковной традиции и человеческих понятий. С этим в при­нципе согласны все. Проблема заключается в том, что, даже опираясь на эту точку зрения, люди все равно приходят ко множеству различных заключений. Это связано с чрезмерным индивидуализмом и критическим мышлением, характерным для западных светских стран. У многих сложилось такое пред­ставление, что в конечном итоге отдельный индивид решает, во что ему верить и чего слушаться. Это далеко от замысла Реформации, которая выработала принцип «Sola Scriptura» и требовала от совести человека слушаться Писания.

Современный человек с легкостью попадает во власть свое­волия, субъективизма, духовной анархии и пренебрежитель­ного отношения к внешним факторам и авторитетам. Он ста­новится своим собственным господином. Это не соответствует ни Библии, ни замыслу Реформации. В наши дни в различных харизматических кругах слышатся выступления против ли­дерства, его функции руководства и учительства. В неденоминационных и харизматических пробуждениях сформирова­лось скептическое отношение к служению учителя.

Был период, когда в харизматическом движении очень сильно подчеркивалась роль духовных даров (и сегодня не­обходимо делать это еще больше) и различных функций членов в Теле. Проблема заключалась в том, что некоторые подчеркивали это настолько, что противопоставили это идее лидерства. Все должны были быть лидерами. Оказались одни вожди без индейцев. Исторически это объясняется тем, что людям надоело быть пассивными, в то время как пастор вы­полнял всю работу сам. Такая реакция вполне объяснима. Она возникла оттого, что пастор неправильно понял роль своего служения. Но может произойти и так, что верующие тоже не так поймут свое служение. Даже если происходят изменения и верующие становятся более активными, это не дает нам права упразднять любую форму лидерства. В противном случае во­царится духовная анархия.

Это подводит нас к некоторым вопросам: у кого есть право голоса в вопросах учения? Кто обладает способностью и по­мазанием для того, чтобы высказываться по этим вопросам? В данной связи помазание — это Дух Святой, Который был на Иисусе. Это «дух премудрости и разума», о котором гово­рится в Книге (Исайи 11:2). Этот Дух пребывал на Иисусе, и Господь обещал, что Дух сойдет на апостолов и «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ни. 14:26). Он также «будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Это помазание Духа, которое сошло на апостолов в день Пятидесятницы, сошло также на всех верующих. Но в то же время мы видим в Писании, что апостолы передают помазание своим после­дователям через рукоположение, как, например, Павел пере­дал его Тимофею (см. 2 Тим. 1:6, 7). Нас интересует, есть ли в этом какая-то разница. Я думаю, что есть. У нас различные дары в Теле и различные функции, и каждый должен служить той благодатью, которую получил (Еф. 4:16). Когда было со­вершенно необходимо подчеркивать роль служения каждого верующего в отдельности и восстановить это служение и его функции (скоро мы подойдем к этому вопросу), тогда вопрос о различных видах служения в работе церкви очень быстро отошел в сторону. (Некоторым вообще хотелось бы опустить слово служение должность и говорить только о функциях. Это поверхностный взгляд на библейские дары служения. Они представляют по своей природе служение, и к ним при креплены различные функции. Функции не могут возникать сами по себе.)

Если существуют различные должности, служения и фун­кции, то существуют благодать и помазание, которые сопут­ствуют им и наделяют способностью выполнить свою задачу. В служении учителя, а также других дарах служения есть то, чего нет у других верующих и что должно использоваться для служения всему Телу. Учитель обладает способностью, опи­раясь на Библию, разъяснять и истолковывать необходимые вопросы учения, чтобы каждый в церкви знал, что правильно, а что неправильно, что истинно, а что ложно, что имеет силу сегодня, а что не имеет. У всех верующих есть способность чи­тать и понимать Слово, но не каждый ответственен за то, что­бы проповедовать, разъяснять и указывать путь на основании Слова. В Послании (Иакова 3:1) говорится: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся боль­шему осуждению». Яснее выразиться уже невозможно. Пос­кольку Писание не противоречит само себе, в Послании (Иоанна 2:27) Иоанн, должно быть, говорит о чем-то другом: «...и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему...» Здесь речь идет о двух разных ситуациях — о необходимости учения через служение учителя и привилегии самостоятельно слышать от Бога. Что в действительности здесь имеется в виду, станет понятнее, когда речь пойдет о четвертой группе лидерства — служении верующего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: