Позвольте мне немного пояснить то, что уже упоминалось мной ранее. Я привел данные слова и термины, с одной стороны, потому, что это новозаветные определения, а с другой, потому, что они вызывают много эмоций и противоречий. Некоторые группы христиан используют слово епископ, другим больше нравится термин старейшина. Но использование того или иного титула не гарантирует применение его библейского содержания. Если, наоборот, вы не используете один из них, то это еще не значит, что вы уклоняетесь от Библии. Интересно, что в некоторых неденоминационных кругах Швеции существует сильное противление по отношению к слову епископ, в то время как в других странах пятидесятники и баптисты прилежно его используют. Несмотря ни на что, это слово есть в Библии и оно более древнее, чем слово предстоятель.
Нам необходимо обойти все исторические и эмоциональные преграды и ориентироваться на библейское назначение этих терминов. Мы не можем из предубеждения взять и отбросить их. Тем не менее, важно еще раз отметить, что библейское основание несколько расплывчатое и что понятия епископ, пастырь и старейшина иногда переходят одно в другое. Таким образом, остается некоторая свобода для того, чтобы эти библейские служения принимали различные формы. Важно, чтобы они выполняли библейские задачи, которые им были вверены, и чтобы человек, несущий это служение, был верным как в жизни, так и в учении, и ответственным в донесении библейского откровения.
Эти служения нужны Господу в Его Церкви, но я верю, что существует доля свободы и гибкости в вопросах о том, как они могут формироваться сегодня и как это делалось в процессе истории. Возможно, в данном вопросе сложившиеся исторически деноминации застоялись в своих понятиях, поэтому воспринимаются как высокомерные и крайне консервативные. В то же время более молодые течения могут оказаться поверхностными в своих реакциях, а также настолько же высокомерными в своих понятиях.
Некоторые люди тщетно пытаются найти ту единственную спасительную модель структуры лидеров, благодаря которой, как им кажется, пробуждение придет автоматически. Можно, конечно, позабавиться над епископом со странной шляпой на голове и золотым крестом на груди, потому что в глазах современного человека он выглядит комично, особенно если на нем длинное платье и розовая лента на животе. Но большой крест на груди вовсе не означает отсутствие креста в сердце! Современный пастор, который может быть одет по последней моде, это не всегда самый духовный человек. Все зависит от того, что у человека в сердце. При правильном сердце Господь позаботится об остальном, и кроткий человек скоро поймет, что Бог работал в истории еще задолго до нашего появления. Пугает только то, что есть духовные лидеры, которые при всем своем положении и влиянии отрицают Библию и, одеваясь в церковную одежду или костюм, по сути просто сбывают фальшивый товар. Они опаснее торговцев наркотиками, поскольку искажают Евангелие и таким образом препятствуют спасению людей. Эти люди пользуются своим религиозным положением, чтобы продвинуть теологию отрицания, и иногда даже ведут активную работу против библейской веры и пробуждения христианства. Они подвергают себя большой опасности, потому что, согласно Библии, губят свои души, препятствуя спасению людей.
Три служения, которых я коснулся лишь вкратце, это духовные служения в поместной церкви. Во времена зарождения христианства в каждом городе существовало не более одной церкви. Эти времена уже давно прошли. Постепенно церкви разрослись и добились духовного влияния и власти над целыми регионами. Отсюда родилось понятие, согласно которому епископ несет территориальную духовную ответственность за регион. В наше время во многих городах существует большое многообразие различных церквей всех видов. В дополнение к упомянутой нами потребительской тенденции крайнего индивидуализма, которая представляет собой негативное явление, характерное для Запада, можно назвать и стремление отдельных церквей сохранить независимость от других церквей. Они боятся приобрести деноминационные черты, а также опасаются того, что ими будут командовать сверху и пользоваться. Конечно, злоупотребления многочисленны, но этот страх сравним со страхом отдельного верующего, который не хочет подчиниться поместной церкви. Если бояться злоупотребления, то, в конце концов, не будет никакого «употребления» вообще. Придет раздробленность, и исчезнет сила, которая заключена в большом числе людей, когда они в единстве.