Конечно, очень важно подчеркнуть, что через причастие в хлебе и вине нам является воскресший и прославленный Иисус Христос. Это действительно Сам Иисус, а не только нечто, Его символизирующее или о Нем свидетельствующее. Его присутствие во время причастия не такое, как тогда, когда двое или трое собраны во имя Его (см. Мат. 18:20). Нет, за словами Иисуса о том, что мы будем есть Его плоть и пить Его кровь, кроется нечто большее. Когда мы поистине принимаем Его воскресшее тело и кровь, Его благодать, жизнь и благословение передаются нам, верующим, через заключенный Им новый завет. Размышлять о том, как это происходит, не нужно и немудро. Это есть таинство веры — не мистика и не магия, но нечто, что находится выше нашего ограниченного понимания, что открывается нам Духом и принимается верой. Вот что означает библейский термин «мистерион», или «тайна». Это тайна, открытая нам Духом. Несомненно, присутствие Иисуса в хлебе и чаше — осязаемая реальность и великое благословение для нас, когда мы верой принимаем открывшуюся нам благодать. Для нашего духа это такая же духовная пища, как физическая пища для нашего физического тела. Когда мы по-настоящему принимаем Его тело и кровь, наше духовное существо созидается. В этом есть близость и единение, которые абсолютно непостижимы разуму и могут быть приняты только верой.
|
|
Иисус очень убедительно говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь. Это показывает насколько глубоко верующий принимает Самого Иисуса и как сильно мы зависим от Него. Еда — вещь преходящая, нам нужно ежедневно питаться, чтобы выжить. Когда мы «вкушаем Иисуса», мы принимаем все, чем Он является, что Он имеет и делает. Этот процесс характеризует всю христианскую жизнь. Мы вкушаем Его через все то, что Он сделал для нас доступным в искуплении: через Святой Дух, общение верующих, Слово, молитву, послушание, ученичество и поклонение. Мы питаемся, укрепляемся и созидаемся, возрастаем в близком общении с Ним, в послушании Ему и следовании за Ним. Пробуждение никогда не может прийти или продлиться долго, если верующие в своей личной жизни не полагаются всецело и во всем на Иисуса. Ничто не иллюстрирует такую жизнь более красноречиво, чем еда и питье. Это есть нечто совершенно иное, нежели просто «вера в Бога». Это затрагивает всю жизнь верующего и делает его все более зависимым от Иисуса.
О таком участии, по-гречески обозначаемом словом «койнония», говорит в Первом послании к Коринфянам (10:16) апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение [койнония] Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» В 11-й главе он продолжает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29). О чем говорит здесь Павел? Прежде всего, он подчеркивает, что это не просто чаша, а чаша Господня. Он объяснил, что Церковь не должна воспринимать причастие как обычную трапезу, поэтому тем, кто голоден, следует поесть дома. Таким образом, Павел проводит грань между обычной трапезой и вечерей Господней. Эта трапеза особенная. Чашу он называет «чашей благословения» (1 Кор. 10:16) и «чашей Господней» (1 Кор. 10:21). Трапезу он называет «трапезой Господней» (1 Кор. 10:21), а пищу — «вечерей Господней» (1 Кор. 11:20). Цель, которую преследует Павел в своих наставлениях к коринфянам, заключается в том, чтобы научить их не осквернять эту трапезу и не преуменьшать ее значения, но чтить ее и понимать суть.
|
|
Таким образом, вечеря Господня — не просто прием пищи, она наполнена присутствием самого Господа и благословениями Иисуса Христа. Павел идет дальше, говоря, что, если ты ешь пищу, посвященную идолам, ты вкушаешь от идолов (см. 1 Кор. 10:20, 21). Тем более, разве ты, принимая участие в вечере Господней, не вкушаешь тело и кровь Господа, умершего, воскресшего и одержавшего полную победу над адом? Поэтому, чтобы избежать осуждения, верующие должны подготовиться к этому действию. Они должны осознавать, что принимают, чтобы по-настоящему понимать таинство причастия и истинно вкушать Иисуса в хлебе и чаше. Несомненно, Павел чрезвычайно высоко ценил причастие и воспринимал его не только как внешний символ, но как живое присутствие Самого Иисуса. Иначе он бы никогда не сказал того, что написано в десятой и одиннадцатой главах Первого послания к Коринфянам. Слова, которые использует Павел, очень недвусмысленны, реалистичны и смелы, что ясно показывает его желание хранить и чтить вечерю Господню, оберегать ее, чтобы не искажался ее смысл и не преуменьшалось значение.
Язык Библии символичен, и хлебопреломление также включает в себя множество символов, но дело в том, что причастие не просто символический обряд — это таинство, в котором присутствует Сам Иисус. Если вечеря Господня занимала столь важное место, что Павел от Самого Христа принял содержание ее и то, каким образом было учреждено таинство причастия (см. 1 Кор. 11:23), — так должна быть важна вечеря и для нас, особенно если мы знаем, что трапеза завета была одной из четырех составляющих жизни первоапостольской Церкви. Через нее Иисус осязаемым образом приходит к Своему народу со всеми благословениями Нового Завета.
Глава 3.