Упсала, Швеция, январь 2006

Примите, вкусите

Ульф Экман

 

 

Истоки

Причастия

Сущность причастия

Что собой выражает причастие?

Как совершают причастие?

Послесловие

Об авторе

 

 

Введение

Цель написания этой небольшой книги состоит в том, чтобы рассмотреть причастие как путь к укреплению духовной жизни человека, путь к более близкому общению с Иисусом. Во многих религиозных кругах люди утратили понимание этого таинства. В частности, представители некоторых движений пробуждения относятся к хлебопреломлению настороженно. Противясь исторически сложившимся деноминациям, люди, зачастую просто отказываются от всего, что свойственно традиционным церквям. Однако, поступая так, они пребывают в невежестве относительно великих благословений причастия.

Такое отношение вместе с недостаточным пони­манием самого смысла причастия обкрадывает лю­дей, которые сами часто этого не замечают. Поэтому мощное оружие, данное нам Богом, в большей или меньшей степени бывает утрачено.

В последние годы церковь «Слово Жизни» попы­талась понять суть вечери Господней и найти ключ к более глубокому участию в ней. Эту книгу следует расценивать как результат наших усилий и помощь всем, кто желает вникнуть в таинство причастия и делает к этому определенные шаги. Мы должны пользоваться всеми средствами, данными нам Гос­подом для того, чтобы наша жизнь изобиловала Его благодатью. Христианам движения пробуждения особенно важно не окружать себя предрассудками, а быть более свободными как в своей жажде по Богу, так и в прославлении и познании Его.

Эта книга никоим образом не является полным учением о хлебопреломлении. Различные аспекты причастия и окружавшие его теологические про­тиворечия более глубоко и детально представлены другими авторами. Однако моя задача заключается в том, чтобы разбудить в читателе более трепетное от­ношение к вечере Господней и побудить воспользо­ваться ее благословениями. Мне хочется, чтобы даже те, кто не знаком с этой темой, были способны по­нять книгу, потому что в причастии есть открытый для всех нас духовный источник, и Господь хочет, чтобы мы пользовались им сполна.

Как христиане, стремящиеся познавать Бога и жаждущие для своих стран пробуждения и большего прорыва в проповеди Евангелия, мы не можем поз­волить себе поверхностное отношение к тому насле­дию, которое нам дал Господь. Напротив, нам нужно углубляться во все доступные для нас аспекты хрис­тианской жизни.

Упсала, Швеция, январь 2006

Ульф Экман

 

Глава 1

Истоки причастия

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благо­дарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих излива­емая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего. И воспев пошли на гору Елеонскую» (Мат. 26:26-30).

Именно здесь и было учреждено таинство причас­тия. Иисус находится в верхней комнате; Он знает, что Его предали и вскоре арестуют, будут пытать и распнут, казнят со всей жестокостью, как грешника. Мы можем лишь представить, какие чувства терзали Иисуса, и каким драматичным был, вероятно, этот судьбоносный для Него вечер в Иерусалиме. Вокруг Иисуса собралась группа учеников-иудеев. Многого из того, что происходит, они не понимают, хотя го­рячо Его любят и следуют за Ним уже три с полови­ной года. Интуитивно они знают, что в этот момент происходит нечто важное, нечто потрясающее, что будет иметь огромное значение для всех них. Но, ко­нечно, ученики и представить себе не могут, что их последняя вечеря с Иисусом в этот великий четверг станет примером и центральным аспектом христи­анства для миллионов и миллионов последователей Христа, которые, восхваляя Бога, совершают это та­инство до сего дня.

Иисус не действует здесь в духовной пустоте: Он крепко утвержден в иудейской вере с ее различны­ми празднествами. Это пасхальная неделя, и Иисус, Который «подчинился закону» (Гал. 4:4), празднует Пасху традиционным образом. Он исполняет все, чему учит посвященных иудеев Ветхий Завет, хотя и с нетерпением ожидает всех благословений Ново­го Завета, который вот-вот вступит в силу. Пришло время умереть — Его кровь прольется ради проще­ния грехов многих людей.

Пасха является самым важным из иудейских праздников. Сам Господь повелел евреям ежегод­но из поколения в поколение праздновать этот день, всегда вспоминая, как Он вывел Свой народ из Египта (см. Исх. 12:14). Эту ночь, непохожую на все остальные, следовало встречать с пасхальным ягненком, пресным хлебом и горькими травами — все это должно напоминать, как кровь пасхального агнца защитила Божий народ и Бог чудесным обра­зом вывел его из Египта, земли рабства. Пасхальной трапезой они праздновали победу над врагом, сво­боду от рабства и будущие благословения в земле обетованной. И по сей день евреи празднуют Пасху с пресным хлебом, ягненком и горькими травами. Даже в наши дни в Пасху малое дитя спрашивает со­гласно традиции: «Чем эта ночь отличается от всех остальных?»

С древнейших времен пища была частью заве­та между Богом и Его народом. Аврам и Мелхисе-дек разделили хлеб и вино, когда Мелхиседек благо­словил Аврама (см. Быт. 14:18). С израильтянами, вышедшими из Египта, Бог заключил завет на горе Хорив. Там, после того как Моисей окропил кровью тельцов жертвенник, книгу завета и народ, старей­шины могли предстать пред Господом, видеть Его сидящим на престоле и есть в Его присутствии (см. Исх. 24:8-11). Все это осталось живым для еврейского народа. Они читали об этом в законе, пели об этом по книге Псалмов и ежегодно праздновали пред Гос­подом в Иерусалиме.

Именно этой традиции следовал Иисус в ночь, когда Его предали. После вечери Он пел особые гим­ны из Псалмов, которые были связаны с Пасхой (Пс. 115-118). Они назывались «Песней хвалы» и пелись в благодарность за пять великих благословений: 1) ис­ход из Египта; 2) прохождение через Красное море; 3) получение закона; 4) воскресение из мертвых и 5) приход Мессии.

Итак, Иисус и Его ученики не начинают петь спонтанно: они следуют традиции, которая веками сопровождала празднование Пасхи. Однако теперь Пасха имеет даже более глубокое значение, так как здесь находится пасхальный агнец, Агнец Божий, ко­торый берет на себя грехи мира.

После вознесения Иисуса и дня Пятидесятницы, когда родилась и начала расти христианская церковь, празднование этой новой трапезы заняло централь­ное место в жизни Церкви. Это было абсолютно естественно, потому что в начале Церковь полностью состояла из иудеев, и в святом причастии они видели завершение исхода из Египта, которое произошло, когда совершенный жертвенный агнец, пасхальный агнец, Иисус, принес Себя в жертву за грехи всего мира (см. 1 Кор. 5:7). Исход из Египта — из мира — совершается именно благодаря спасению через Него. Таким образом, факт искупления праздновался сно­ва и снова и благодаря причастию преподносился ве­рующим в доступной форме.

В книге Деяния (2:42) говорится: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и пре­ломлении хлеба и в молитвах». И далее в 46-м стихе: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весе­лии и простоте сердца». Здесь мы видим, что хлебопреломление было одним из четырех составляющих жизни ранней Церкви.

Первой составляющей были доктрины и учение апостолов. Иисус дал апостолам власть учить и проповедовать о том, чему Он учил. Для верующих первой Церкви было важно посвятить себя учению апостолов. Учение апостолов также стало основой и сутью нашего Нового Завета, хотя прошло несколько сотен лет, прежде чем оно было объединено в канон, который мы имеем сегодня. Особенно когда дело ка­салось гностицизма и других еретических учений, всегда делались ссылки на апостолов, их учение и тех, кто стал их законными преемниками через воз­ложение рук.

Апостольское учение основывалось как на зако­не, пророках и Писании, так и на формирующемся Новом Завете. Людям было хорошо знакомо Писа­ние, которое ежедневно читали в синагогах, — и мы видим, что и Иисус, и Павел в основу своей пропо­веди брали тексты, которые должны были читаться в день, когда они были там (см. Лук. 4:16-21; Деян. 13:15, 16).

Второй составляющей было общение. Вера в пер­вой Церкви была не только личной, но и общей для всех. Верующие держались вместе и черпали силы из своего общения. Они знали, что они — одно тело. С самого начала единство имело большое значение. Христиане были одним телом и не могли даже пред­ставить разделения на несколько «церквей и дено­минаций». Павел говорил об этом постоянно, на­пример, в Первом послании к Коринфянам (12:13-27) и Послании к Ефесянам (4:1-16), когда возникла угроза споров. То есть вера была глубоко личной, но не высокомерно-индивидуальной, когда каждый попросту занят своим делом независимо от всех ос­тальных.

Третьей составляющей было преломление хлеба. Это не было незначительным, безынтересным и поч­ти ненужным ритуальчиком, каким его, к несчастью, считают некоторые современные христиане. Напро­тив, хлебопреломлению отводилась настолько важ­ная роль, что его совершали часто, даже каждый день (см. Деян. 2:46). Первые христианские документы, написанные одновременно с Новым Заветом или вскоре после, ясно говорят о том, какую важную, даже ведущую роль играло причастие. Абсолютно неверно мнение, что эта традиция зародилась много позже. Совсем наоборот, причастие с самого начала играло одну из главных ролей. К вопросу о том, по­чему это так, мы вернемся позже.

Четвертой составляющей была молитва. Мо­литься можно было своими словами, но и не толь­ко. Для апостолов совершенно естественно было мо­литься теми молитвами, которые читали в синагоге и храме. Молитвы читались трижды в день. В книге Деяния (3:1) мы видим: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (курсив автора. — Прим. перев.). Эти молитвы были давно регламенти­рованы в отношении того, когда и о чем молиться. Большинство из них были взяты из книги Псалмов. Они назывались «молитвами по времени», потому что совершались в определенное время в течение дня. Петр, Иоанн и Павел не видели противоречий между самопроизвольными молитвами и написанными, заученными молитвами. Они бы не поняли наших возражений против подобных молитв, пото­му что все это было неотъемлемой частью иудейско­го служения. Для них было абсолютно естественно ссылаться на тех, кто жил прежде, на своих праотцов. В их понимании свобода Духа и регламентированное служение существовали бок о бок, не конфликтуя друг с другом. Одно не исключало другое. Также и невозможно было представить одно без другого. Они молились и своими словами, и словами из Писания. Книга Псалмов была иудейским молитвословом и, вполне естественно, стала молитвословом молодой Церкви, оставаясь им на протяжении двух тысяч лет. В наши дни вновь вспыхнул интерес к тому, чтобы молиться так, как всегда молились верующие со вре­мен апостолов.

За долгую историю церкви люди впадали в раз­личные крайности. Сейчас мы, вероятно, живем в то время, когда верующие преуменьшают значение причастия. В восемнадцатом веке, в эпоху Просвещения, люди стали свысока относиться к библей­скому учению о сверхъестественной жизни с Богом. Чудеса и знамения были отвергнуты, и благодаря та­кому рационалистическому подходу христиане ста­ли утрачивать понимание причастия и его глубокой сути. Отвернувшись от всего сверхъестественного, они не могли видеть ничего сверхъестественного и в причастии, поэтому оно опустилось до уровня прос­той трапезы воспоминания. Хотя причастие и есть трапеза воспоминания, но в нем скрыт гораздо более глубокий смысл. В те дни во время хлебопреломле-ния люди просто сидели, вкушали хлеб и вино, вспо­миная о том, что случилось много лет назад. Они не считали, что это нужно делать слишком часто, и по­тому причастие совершалось все реже и реже. Такое наследие пробралось в церкви времен пробуждения и остается с нами и по сей день. В результате нас мед­ленно, но верно лишили духовного оружия.

Вместо того чтобы черпать силу из четырех со­ставляющих, о которых говорится книге Деяния(2:42), как это делала ранняя Церковь, христиане ста­ли противопоставлять одно другому. Чтение Библии противопоставляется причастию. Личная молитва противопоставляется общей. Личное хождение с Бо­гом противопоставляется общению между верую­щими. Утратилось понимание того, что нам нужны все эти вещи. Христиан, испытавших в жизни огонь пробуждения, жаждущих любить Иисуса, следовать за Ним и жить согласно Библии, часто презирали. Они пережили изменяющее жизнь покаяние и по-настоящему встретились с Иисусом, но зачастую их ждали холодность и непонимание со стороны гос­подствующей Церкви. В ответ легко было отвернуть­ся от того, что им казалось жесткой, обезличенной и поверхностной религиозностью, которая не меняет жизнь человека. Испытывая давление и будучи ок­ружены критикой, они зачастую теряли понимание важности причастия и его способности нести духов­ную жизнь. В истории пробуждений часто имела мес­то ненужная поляризация, когда людям приходилось выбирать либо одно, либо другое. Истина заключа­ется в том, что нам нужно и то, и другое.

Истинное пробуждение восстанавливает Тело Христа. Это гораздо важнее привлечения внимания к одной или нескольким духовным истинам — нам нужно вернуть все наше наследие.

 

 

Глава 2.

Сущность причастия

Чтобы причастие приносило нам пользу, мы долж­ны глубже заглянуть в его суть. Нам нужно рассмот­реть как его содержание, так и то, что оно выражает. Это таинство имеет множество сторон и граней, а за сотни лет получило множество названий. Его назы­вают хлебопреломлением, причастием или святым причастием, трапезой воспоминания, вечерей Гос­подней, евхаристией и т. д. Евхаристия — это древ­негреческое слово, означающее «благодарение», которое с самого начала использовалось для святого причастия. Оно имеет общий корень со словами, ко­торые использовал Иисус, когда взял хлеб, поблаго­дарил Бога, преломил его и раздал ученикам.

В Новом Завете есть места, которые содержат пря­мые или косвенные ссылки на причастие, начиная от брака в Кане (см. Иоан. 2:1-11), чуда с хлебами (см. Мат. 14:13-21; Иоан. 6:1-15) и хлеба с небес (см. Иоан. 6:32-35) до брачной вечери с Агнцем на небесах (см. Отк. 19:6-9).

Исторически на причастие имеются следующие ссылки: таинство, орудие благодати, трапеза завета, провозглашение, присутствие Господне, жертвенная трапеза, трапеза общения и символ единства. При­частие, если правильно его толковать, включает в себя все эти аспекты. Поскольку непросвещенного человека это может привести в замешательство, не­которые из них следует рассмотреть поближе.

Нам нужно понимать, что причастие и впрямь за­нимало центральное место в жизни первой Церкви.

Принимая во внимание этот факт, становится ясно, что учению о причастии посвящалось много време­ни. В ранние дни Церкви причастие совершалось в рамках воскресного утреннего служения. В день Гос­подень, т.е. в первый день недели (см. Иоан. 20:1; Отк. 1:10), в который Иисус воскрес из мертвых, ве­рующие стали собираться вместе, чтобы поклонять­ся Воскресшему. Часто эти собрания по причине го­нений проходили тайно.

Иустин Мученик, умерший в 165 году н.э., за­ступаясь за христиан того времени, описывает их реальные действия во время причастия. Он пишет римскому императору Антонину Пию (138-161 годы н.э.) относительно неведения и враждебности ок­ружающего языческого мира: «В день, называемый воскресеньем, все живущие в городах и селах собира­ются в одном месте, где, насколько позволяет время, читаются воспоминания апостолов и писания проро­ков; затем, когда чтение прекращается, председатель дает словесные наставления и призывает подражать хорошему примеру. Затем мы все встаем и молим­ся. По окончании молитвы, как уже было сказано, приносят хлеб, чашу и воду. Председатель таким же образом, свободно, возносит молитвы и благодаре­ния, а присутствующие выражают согласие, говоря «аминь». Затем каждый получает то, за что возноси­лись благодарения, и причащается, а тем, кто отсут­ствует, дьяконы посылают порцию на дом» («Первая апология Иустина Мученика», глава 67).

Мы видим, что с начала второго столетия в служе­ние были включены все существенные элементы, и хлебопреломление вместе с проповедью Слова было само собой разумеющейся его частью. Фактически это одно из первых описаний того, как в ранней Цер­кви проводилось служение.

ЖИВОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Суть причастия можно объяснить с помощью теоло­гического термина «живое присутствие». Этот термин, по сути, означает, что люди верили в «живое присутствие» Иисуса во время причастия. В первой Церкви это не вызывало ни споров, ни сомнений. Давайте рассмотрим другой пример из книги Иустина Мученика: «И эту пищу, мы называем евхаристи­ей [благодарением]. Ее разрешается вкушать только тем, кто верит в то, чему мы учим, кто омыт водой для прощения грехов и рождения свыше, и кто жи­вет так, как повелел Христос. Потому что мы вку­шаем не обычный хлеб и пьем не обычное вино; ибо мы научены так же, как и Иисус Христос, наш Спа­ситель [...], что пища, которая благословлена Его молитвой [...], есть плоть и кровь Иисуса, Который стал плотью» («Первая апология Иустина Мучени­ка», глава 66).

Идея того, что Иисус на самом деле не присут­ствует в хлебе и вине, возникла намного позже, час­тично благодаря некоторым течениям Реформации в шестнадцатом веке, а также во времена Просвеще­ния в восемнадцатом веке. Рационализм эпохи Просвещения мешал воспринимать что-либо сверхъесте­ственное. До этого времени, на протяжении всей ис­тории христианства и во всей единой христианской церкви само собой разумелось, что Иисус действи­тельно присутствовал в хлебе и вине. Не может быть никаких сомнений в том, что самые ранние тексты, написанные после Нового Завета, объясняют новоза­ветные писания именно таким образом.

В эпоху Просвещения, начиная с восемнадцатого века, делается такое сильное ударение на роль разу­ма, что человеку хочется «освободиться» от церкви, Библии, Евангелия и в конечном итоге от Самого Бога. Свобода разума поддерживается во всем, на­чиная от теологических доктрин до научных откры­тий. В конечном итоге люди отворачиваются от всех форм сверхъестественного откровения.

После Реформации и Просвещения интеллекту­альное христианство начинает все больше заявлять о себе. Подозрительность растет во всех своих вне­шних проявлениях. Богослужения превращаются в интеллектуальные беседы и теоретические толкова­ния Библии, которые часто занимают место прос­той сердечной веры. Это влияет как на отношение к покаянию от всего сердца, так и на восприятие сверхъестественного. Ослабевает сила ходатайства, а на божественное вмешательство в мире, где счи­тается, что разумом можно постичь все, смотрят все более скептически. Все должно быть рациональ­но объяснимо. К возложению рук, использованию молитвенных платков и тому подобному относятся скорее как к пустым ритуалам. Рационализм не же­лает признавать сверхъестественного, происходит ли оно в сердце человека, меняя и освещая его, или во внешних проявлениях, в виде чудес и божествен­ного вмешательства. Рационалистическому отрица­нию тяжело принять тот факт, что возложение рук и молитвенные платки могут передавать помазание Святого Духа больным, что возложение рук на слу­жителя может передавать благодать и помазание или что в причастии может присутствовать Иисус.

Зачастую фактически отрицается весь духовный мир, включая вмешательство ангелов и демонов. Христианская вера становится все более мирской и пустой. Откровение и божественное присутствие заменены философией и моралью. Жизнь все более вращается вокруг понятий «здесь» и «сейчас», не­жели воспринимается как подготовка к вечности. Первая Церковь с ее пониманием духовной жизни, вечности, божественного вмешательства и живого присутствия Иисуса в причастном хлебе и вине ос­тается далеко в прошлом.

 

ВОПЛОЩЕНИЕ

Каким образом Иисус присутствует в причастии и что на самом деле подразумевается под понятием «живое присутствие»? Прежде чем ближе рассмот­реть этот момент, нам нужно обратить внимание на слово «воплощение». Под воплощением подразуме­вается то, что Бог стал человеком в Иисусе Христе.

«Слово стало плотию и обитало с нами, полное бла­годати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоан. 1:14).

Библия говорит, что Бог — Создатель неба и зем­ли, и мир, который Он создал, прекрасен (см. Быт. 1:1,25,31). Несмотря на грехопадение людей (см. Быт. 3), Он никогда не отвергал Своего творения. Про­блема человека не заключается во внешних обстоя­тельствах. Проблема заключается в его греховной и бунтарской природе, его плоти. Когда грех пришел в мир, человечество отвернулось от Бога. Именно тог­да, когда мы стоим к Нему спиной, мы неправильно используем Божьи добрые дары. Господь возвраща­ет нас к Себе посредством неслыханного доселе акта воплощения в творение. Бог становится человеком в Иисусе Христе. Воплощение означает «стать пло­тью». Именно это и происходит, когда Бог приходит в мир в Иисусе Христе. Посредством воплощения Иисус соединяется с творением, становится частью творения, которое подвластно злу, и приносит ему спасение. Снисходя до человека, Бог благословляет и снова поднимает человечество, помогая ему занять правильное место.

Это имеет значение для нашего подхода к причас­тию и тому, что мы называем таинствами. Бог не на­строен недружелюбно по отношению к Своему тво­рению. В Своем величии и Духе Он не пренебрегает тем, чтобы использовать сотворенные, физические объекты. Напротив, Он благословляет, поднимает и действует через творение, позволяя Своему Сыну, Иисусу Христу, стать реальным человеческим суще­ством. И здесь мы не видим никакого противоречия между физическим и духовным миром. Есть только противоречие между плотским подходом и духов­ным (см. Гал. 5:17).

ТАИНСТВО

Таинство — это древнее латинское слово, которое фактически означает «клятва» или «обет». Под таинством обычно понимается священный акт, учреж­денный Богом, в котором невидимые небесные дары воплощаются в видимых земных предметах. Это есть внешний, видимый признак внутренней, невидимой благодати. Но это не только символ внутренней бла­годати, но и сама благодать, заключенная в нем. Та­ким образом, этот священный акт является орудием благодати, благодаря которому благодать приходит. Эта благодать всегда принимается верой. Итак, здесь есть и символический аспект, и живое присутствие, которое этим действием символизируется. Так было с Иисусом, когда Он пришел в этот материальный мир. Он был не только Пророком, Который указывал путь к Богу, — Он был Самим Богом во плоти. Бог фактически был в Иисусе и был виден через Иису­са. Именно это называется теологическим термином «священное присутствие», и воплощение является первым тому примером. Именно этим христианство отличается от всех других религий. Сам Бог пришел на землю уникальным образом и был явлен миру в Иисусе Христе, Который является Богом — вечным и несотворенным, рожденным от Духа Святого, — но также и Человеком, рожденным Девой Марией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: