Примите, вкусите
Ульф Экман
Истоки
Причастия
Сущность причастия
Что собой выражает причастие?
Как совершают причастие?
Послесловие
Об авторе
Введение
Цель написания этой небольшой книги состоит в том, чтобы рассмотреть причастие как путь к укреплению духовной жизни человека, путь к более близкому общению с Иисусом. Во многих религиозных кругах люди утратили понимание этого таинства. В частности, представители некоторых движений пробуждения относятся к хлебопреломлению настороженно. Противясь исторически сложившимся деноминациям, люди, зачастую просто отказываются от всего, что свойственно традиционным церквям. Однако, поступая так, они пребывают в невежестве относительно великих благословений причастия.
Такое отношение вместе с недостаточным пониманием самого смысла причастия обкрадывает людей, которые сами часто этого не замечают. Поэтому мощное оружие, данное нам Богом, в большей или меньшей степени бывает утрачено.
|
|
В последние годы церковь «Слово Жизни» попыталась понять суть вечери Господней и найти ключ к более глубокому участию в ней. Эту книгу следует расценивать как результат наших усилий и помощь всем, кто желает вникнуть в таинство причастия и делает к этому определенные шаги. Мы должны пользоваться всеми средствами, данными нам Господом для того, чтобы наша жизнь изобиловала Его благодатью. Христианам движения пробуждения особенно важно не окружать себя предрассудками, а быть более свободными как в своей жажде по Богу, так и в прославлении и познании Его.
Эта книга никоим образом не является полным учением о хлебопреломлении. Различные аспекты причастия и окружавшие его теологические противоречия более глубоко и детально представлены другими авторами. Однако моя задача заключается в том, чтобы разбудить в читателе более трепетное отношение к вечере Господней и побудить воспользоваться ее благословениями. Мне хочется, чтобы даже те, кто не знаком с этой темой, были способны понять книгу, потому что в причастии есть открытый для всех нас духовный источник, и Господь хочет, чтобы мы пользовались им сполна.
Как христиане, стремящиеся познавать Бога и жаждущие для своих стран пробуждения и большего прорыва в проповеди Евангелия, мы не можем позволить себе поверхностное отношение к тому наследию, которое нам дал Господь. Напротив, нам нужно углубляться во все доступные для нас аспекты христианской жизни.
Упсала, Швеция, январь 2006
Ульф Экман
Глава 1
Истоки причастия
|
|
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего. И воспев пошли на гору Елеонскую» (Мат. 26:26-30).
Именно здесь и было учреждено таинство причастия. Иисус находится в верхней комнате; Он знает, что Его предали и вскоре арестуют, будут пытать и распнут, казнят со всей жестокостью, как грешника. Мы можем лишь представить, какие чувства терзали Иисуса, и каким драматичным был, вероятно, этот судьбоносный для Него вечер в Иерусалиме. Вокруг Иисуса собралась группа учеников-иудеев. Многого из того, что происходит, они не понимают, хотя горячо Его любят и следуют за Ним уже три с половиной года. Интуитивно они знают, что в этот момент происходит нечто важное, нечто потрясающее, что будет иметь огромное значение для всех них. Но, конечно, ученики и представить себе не могут, что их последняя вечеря с Иисусом в этот великий четверг станет примером и центральным аспектом христианства для миллионов и миллионов последователей Христа, которые, восхваляя Бога, совершают это таинство до сего дня.
Иисус не действует здесь в духовной пустоте: Он крепко утвержден в иудейской вере с ее различными празднествами. Это пасхальная неделя, и Иисус, Который «подчинился закону» (Гал. 4:4), празднует Пасху традиционным образом. Он исполняет все, чему учит посвященных иудеев Ветхий Завет, хотя и с нетерпением ожидает всех благословений Нового Завета, который вот-вот вступит в силу. Пришло время умереть — Его кровь прольется ради прощения грехов многих людей.
Пасха является самым важным из иудейских праздников. Сам Господь повелел евреям ежегодно из поколения в поколение праздновать этот день, всегда вспоминая, как Он вывел Свой народ из Египта (см. Исх. 12:14). Эту ночь, непохожую на все остальные, следовало встречать с пасхальным ягненком, пресным хлебом и горькими травами — все это должно напоминать, как кровь пасхального агнца защитила Божий народ и Бог чудесным образом вывел его из Египта, земли рабства. Пасхальной трапезой они праздновали победу над врагом, свободу от рабства и будущие благословения в земле обетованной. И по сей день евреи празднуют Пасху с пресным хлебом, ягненком и горькими травами. Даже в наши дни в Пасху малое дитя спрашивает согласно традиции: «Чем эта ночь отличается от всех остальных?»
С древнейших времен пища была частью завета между Богом и Его народом. Аврам и Мелхисе-дек разделили хлеб и вино, когда Мелхиседек благословил Аврама (см. Быт. 14:18). С израильтянами, вышедшими из Египта, Бог заключил завет на горе Хорив. Там, после того как Моисей окропил кровью тельцов жертвенник, книгу завета и народ, старейшины могли предстать пред Господом, видеть Его сидящим на престоле и есть в Его присутствии (см. Исх. 24:8-11). Все это осталось живым для еврейского народа. Они читали об этом в законе, пели об этом по книге Псалмов и ежегодно праздновали пред Господом в Иерусалиме.
Именно этой традиции следовал Иисус в ночь, когда Его предали. После вечери Он пел особые гимны из Псалмов, которые были связаны с Пасхой (Пс. 115-118). Они назывались «Песней хвалы» и пелись в благодарность за пять великих благословений: 1) исход из Египта; 2) прохождение через Красное море; 3) получение закона; 4) воскресение из мертвых и 5) приход Мессии.
Итак, Иисус и Его ученики не начинают петь спонтанно: они следуют традиции, которая веками сопровождала празднование Пасхи. Однако теперь Пасха имеет даже более глубокое значение, так как здесь находится пасхальный агнец, Агнец Божий, который берет на себя грехи мира.
|
|
После вознесения Иисуса и дня Пятидесятницы, когда родилась и начала расти христианская церковь, празднование этой новой трапезы заняло центральное место в жизни Церкви. Это было абсолютно естественно, потому что в начале Церковь полностью состояла из иудеев, и в святом причастии они видели завершение исхода из Египта, которое произошло, когда совершенный жертвенный агнец, пасхальный агнец, Иисус, принес Себя в жертву за грехи всего мира (см. 1 Кор. 5:7). Исход из Египта — из мира — совершается именно благодаря спасению через Него. Таким образом, факт искупления праздновался снова и снова и благодаря причастию преподносился верующим в доступной форме.
В книге Деяния (2:42) говорится: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». И далее в 46-м стихе: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Здесь мы видим, что хлебопреломление было одним из четырех составляющих жизни ранней Церкви.
Первой составляющей были доктрины и учение апостолов. Иисус дал апостолам власть учить и проповедовать о том, чему Он учил. Для верующих первой Церкви было важно посвятить себя учению апостолов. Учение апостолов также стало основой и сутью нашего Нового Завета, хотя прошло несколько сотен лет, прежде чем оно было объединено в канон, который мы имеем сегодня. Особенно когда дело касалось гностицизма и других еретических учений, всегда делались ссылки на апостолов, их учение и тех, кто стал их законными преемниками через возложение рук.
Апостольское учение основывалось как на законе, пророках и Писании, так и на формирующемся Новом Завете. Людям было хорошо знакомо Писание, которое ежедневно читали в синагогах, — и мы видим, что и Иисус, и Павел в основу своей проповеди брали тексты, которые должны были читаться в день, когда они были там (см. Лук. 4:16-21; Деян. 13:15, 16).
|
|
Второй составляющей было общение. Вера в первой Церкви была не только личной, но и общей для всех. Верующие держались вместе и черпали силы из своего общения. Они знали, что они — одно тело. С самого начала единство имело большое значение. Христиане были одним телом и не могли даже представить разделения на несколько «церквей и деноминаций». Павел говорил об этом постоянно, например, в Первом послании к Коринфянам (12:13-27) и Послании к Ефесянам (4:1-16), когда возникла угроза споров. То есть вера была глубоко личной, но не высокомерно-индивидуальной, когда каждый попросту занят своим делом независимо от всех остальных.
Третьей составляющей было преломление хлеба. Это не было незначительным, безынтересным и почти ненужным ритуальчиком, каким его, к несчастью, считают некоторые современные христиане. Напротив, хлебопреломлению отводилась настолько важная роль, что его совершали часто, даже каждый день (см. Деян. 2:46). Первые христианские документы, написанные одновременно с Новым Заветом или вскоре после, ясно говорят о том, какую важную, даже ведущую роль играло причастие. Абсолютно неверно мнение, что эта традиция зародилась много позже. Совсем наоборот, причастие с самого начала играло одну из главных ролей. К вопросу о том, почему это так, мы вернемся позже.
Четвертой составляющей была молитва. Молиться можно было своими словами, но и не только. Для апостолов совершенно естественно было молиться теми молитвами, которые читали в синагоге и храме. Молитвы читались трижды в день. В книге Деяния (3:1) мы видим: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (курсив автора. — Прим. перев.). Эти молитвы были давно регламентированы в отношении того, когда и о чем молиться. Большинство из них были взяты из книги Псалмов. Они назывались «молитвами по времени», потому что совершались в определенное время в течение дня. Петр, Иоанн и Павел не видели противоречий между самопроизвольными молитвами и написанными, заученными молитвами. Они бы не поняли наших возражений против подобных молитв, потому что все это было неотъемлемой частью иудейского служения. Для них было абсолютно естественно ссылаться на тех, кто жил прежде, на своих праотцов. В их понимании свобода Духа и регламентированное служение существовали бок о бок, не конфликтуя друг с другом. Одно не исключало другое. Также и невозможно было представить одно без другого. Они молились и своими словами, и словами из Писания. Книга Псалмов была иудейским молитвословом и, вполне естественно, стала молитвословом молодой Церкви, оставаясь им на протяжении двух тысяч лет. В наши дни вновь вспыхнул интерес к тому, чтобы молиться так, как всегда молились верующие со времен апостолов.
За долгую историю церкви люди впадали в различные крайности. Сейчас мы, вероятно, живем в то время, когда верующие преуменьшают значение причастия. В восемнадцатом веке, в эпоху Просвещения, люди стали свысока относиться к библейскому учению о сверхъестественной жизни с Богом. Чудеса и знамения были отвергнуты, и благодаря такому рационалистическому подходу христиане стали утрачивать понимание причастия и его глубокой сути. Отвернувшись от всего сверхъестественного, они не могли видеть ничего сверхъестественного и в причастии, поэтому оно опустилось до уровня простой трапезы воспоминания. Хотя причастие и есть трапеза воспоминания, но в нем скрыт гораздо более глубокий смысл. В те дни во время хлебопреломле-ния люди просто сидели, вкушали хлеб и вино, вспоминая о том, что случилось много лет назад. Они не считали, что это нужно делать слишком часто, и потому причастие совершалось все реже и реже. Такое наследие пробралось в церкви времен пробуждения и остается с нами и по сей день. В результате нас медленно, но верно лишили духовного оружия.
Вместо того чтобы черпать силу из четырех составляющих, о которых говорится книге Деяния(2:42), как это делала ранняя Церковь, христиане стали противопоставлять одно другому. Чтение Библии противопоставляется причастию. Личная молитва противопоставляется общей. Личное хождение с Богом противопоставляется общению между верующими. Утратилось понимание того, что нам нужны все эти вещи. Христиан, испытавших в жизни огонь пробуждения, жаждущих любить Иисуса, следовать за Ним и жить согласно Библии, часто презирали. Они пережили изменяющее жизнь покаяние и по-настоящему встретились с Иисусом, но зачастую их ждали холодность и непонимание со стороны господствующей Церкви. В ответ легко было отвернуться от того, что им казалось жесткой, обезличенной и поверхностной религиозностью, которая не меняет жизнь человека. Испытывая давление и будучи окружены критикой, они зачастую теряли понимание важности причастия и его способности нести духовную жизнь. В истории пробуждений часто имела место ненужная поляризация, когда людям приходилось выбирать либо одно, либо другое. Истина заключается в том, что нам нужно и то, и другое.
Истинное пробуждение восстанавливает Тело Христа. Это гораздо важнее привлечения внимания к одной или нескольким духовным истинам — нам нужно вернуть все наше наследие.
Глава 2.
Сущность причастия
Чтобы причастие приносило нам пользу, мы должны глубже заглянуть в его суть. Нам нужно рассмотреть как его содержание, так и то, что оно выражает. Это таинство имеет множество сторон и граней, а за сотни лет получило множество названий. Его называют хлебопреломлением, причастием или святым причастием, трапезой воспоминания, вечерей Господней, евхаристией и т. д. Евхаристия — это древнегреческое слово, означающее «благодарение», которое с самого начала использовалось для святого причастия. Оно имеет общий корень со словами, которые использовал Иисус, когда взял хлеб, поблагодарил Бога, преломил его и раздал ученикам.
В Новом Завете есть места, которые содержат прямые или косвенные ссылки на причастие, начиная от брака в Кане (см. Иоан. 2:1-11), чуда с хлебами (см. Мат. 14:13-21; Иоан. 6:1-15) и хлеба с небес (см. Иоан. 6:32-35) до брачной вечери с Агнцем на небесах (см. Отк. 19:6-9).
Исторически на причастие имеются следующие ссылки: таинство, орудие благодати, трапеза завета, провозглашение, присутствие Господне, жертвенная трапеза, трапеза общения и символ единства. Причастие, если правильно его толковать, включает в себя все эти аспекты. Поскольку непросвещенного человека это может привести в замешательство, некоторые из них следует рассмотреть поближе.
Нам нужно понимать, что причастие и впрямь занимало центральное место в жизни первой Церкви.
Принимая во внимание этот факт, становится ясно, что учению о причастии посвящалось много времени. В ранние дни Церкви причастие совершалось в рамках воскресного утреннего служения. В день Господень, т.е. в первый день недели (см. Иоан. 20:1; Отк. 1:10), в который Иисус воскрес из мертвых, верующие стали собираться вместе, чтобы поклоняться Воскресшему. Часто эти собрания по причине гонений проходили тайно.
Иустин Мученик, умерший в 165 году н.э., заступаясь за христиан того времени, описывает их реальные действия во время причастия. Он пишет римскому императору Антонину Пию (138-161 годы н.э.) относительно неведения и враждебности окружающего языческого мира: «В день, называемый воскресеньем, все живущие в городах и селах собираются в одном месте, где, насколько позволяет время, читаются воспоминания апостолов и писания пророков; затем, когда чтение прекращается, председатель дает словесные наставления и призывает подражать хорошему примеру. Затем мы все встаем и молимся. По окончании молитвы, как уже было сказано, приносят хлеб, чашу и воду. Председатель таким же образом, свободно, возносит молитвы и благодарения, а присутствующие выражают согласие, говоря «аминь». Затем каждый получает то, за что возносились благодарения, и причащается, а тем, кто отсутствует, дьяконы посылают порцию на дом» («Первая апология Иустина Мученика», глава 67).
Мы видим, что с начала второго столетия в служение были включены все существенные элементы, и хлебопреломление вместе с проповедью Слова было само собой разумеющейся его частью. Фактически это одно из первых описаний того, как в ранней Церкви проводилось служение.
ЖИВОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Суть причастия можно объяснить с помощью теологического термина «живое присутствие». Этот термин, по сути, означает, что люди верили в «живое присутствие» Иисуса во время причастия. В первой Церкви это не вызывало ни споров, ни сомнений. Давайте рассмотрим другой пример из книги Иустина Мученика: «И эту пищу, мы называем евхаристией [благодарением]. Ее разрешается вкушать только тем, кто верит в то, чему мы учим, кто омыт водой для прощения грехов и рождения свыше, и кто живет так, как повелел Христос. Потому что мы вкушаем не обычный хлеб и пьем не обычное вино; ибо мы научены так же, как и Иисус Христос, наш Спаситель [...], что пища, которая благословлена Его молитвой [...], есть плоть и кровь Иисуса, Который стал плотью» («Первая апология Иустина Мученика», глава 66).
Идея того, что Иисус на самом деле не присутствует в хлебе и вине, возникла намного позже, частично благодаря некоторым течениям Реформации в шестнадцатом веке, а также во времена Просвещения в восемнадцатом веке. Рационализм эпохи Просвещения мешал воспринимать что-либо сверхъестественное. До этого времени, на протяжении всей истории христианства и во всей единой христианской церкви само собой разумелось, что Иисус действительно присутствовал в хлебе и вине. Не может быть никаких сомнений в том, что самые ранние тексты, написанные после Нового Завета, объясняют новозаветные писания именно таким образом.
В эпоху Просвещения, начиная с восемнадцатого века, делается такое сильное ударение на роль разума, что человеку хочется «освободиться» от церкви, Библии, Евангелия и в конечном итоге от Самого Бога. Свобода разума поддерживается во всем, начиная от теологических доктрин до научных открытий. В конечном итоге люди отворачиваются от всех форм сверхъестественного откровения.
После Реформации и Просвещения интеллектуальное христианство начинает все больше заявлять о себе. Подозрительность растет во всех своих внешних проявлениях. Богослужения превращаются в интеллектуальные беседы и теоретические толкования Библии, которые часто занимают место простой сердечной веры. Это влияет как на отношение к покаянию от всего сердца, так и на восприятие сверхъестественного. Ослабевает сила ходатайства, а на божественное вмешательство в мире, где считается, что разумом можно постичь все, смотрят все более скептически. Все должно быть рационально объяснимо. К возложению рук, использованию молитвенных платков и тому подобному относятся скорее как к пустым ритуалам. Рационализм не желает признавать сверхъестественного, происходит ли оно в сердце человека, меняя и освещая его, или во внешних проявлениях, в виде чудес и божественного вмешательства. Рационалистическому отрицанию тяжело принять тот факт, что возложение рук и молитвенные платки могут передавать помазание Святого Духа больным, что возложение рук на служителя может передавать благодать и помазание или что в причастии может присутствовать Иисус.
Зачастую фактически отрицается весь духовный мир, включая вмешательство ангелов и демонов. Христианская вера становится все более мирской и пустой. Откровение и божественное присутствие заменены философией и моралью. Жизнь все более вращается вокруг понятий «здесь» и «сейчас», нежели воспринимается как подготовка к вечности. Первая Церковь с ее пониманием духовной жизни, вечности, божественного вмешательства и живого присутствия Иисуса в причастном хлебе и вине остается далеко в прошлом.
ВОПЛОЩЕНИЕ
Каким образом Иисус присутствует в причастии и что на самом деле подразумевается под понятием «живое присутствие»? Прежде чем ближе рассмотреть этот момент, нам нужно обратить внимание на слово «воплощение». Под воплощением подразумевается то, что Бог стал человеком в Иисусе Христе.
«Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоан. 1:14).
Библия говорит, что Бог — Создатель неба и земли, и мир, который Он создал, прекрасен (см. Быт. 1:1,25,31). Несмотря на грехопадение людей (см. Быт. 3), Он никогда не отвергал Своего творения. Проблема человека не заключается во внешних обстоятельствах. Проблема заключается в его греховной и бунтарской природе, его плоти. Когда грех пришел в мир, человечество отвернулось от Бога. Именно тогда, когда мы стоим к Нему спиной, мы неправильно используем Божьи добрые дары. Господь возвращает нас к Себе посредством неслыханного доселе акта воплощения в творение. Бог становится человеком в Иисусе Христе. Воплощение означает «стать плотью». Именно это и происходит, когда Бог приходит в мир в Иисусе Христе. Посредством воплощения Иисус соединяется с творением, становится частью творения, которое подвластно злу, и приносит ему спасение. Снисходя до человека, Бог благословляет и снова поднимает человечество, помогая ему занять правильное место.
Это имеет значение для нашего подхода к причастию и тому, что мы называем таинствами. Бог не настроен недружелюбно по отношению к Своему творению. В Своем величии и Духе Он не пренебрегает тем, чтобы использовать сотворенные, физические объекты. Напротив, Он благословляет, поднимает и действует через творение, позволяя Своему Сыну, Иисусу Христу, стать реальным человеческим существом. И здесь мы не видим никакого противоречия между физическим и духовным миром. Есть только противоречие между плотским подходом и духовным (см. Гал. 5:17).
ТАИНСТВО
Таинство — это древнее латинское слово, которое фактически означает «клятва» или «обет». Под таинством обычно понимается священный акт, учрежденный Богом, в котором невидимые небесные дары воплощаются в видимых земных предметах. Это есть внешний, видимый признак внутренней, невидимой благодати. Но это не только символ внутренней благодати, но и сама благодать, заключенная в нем. Таким образом, этот священный акт является орудием благодати, благодаря которому благодать приходит. Эта благодать всегда принимается верой. Итак, здесь есть и символический аспект, и живое присутствие, которое этим действием символизируется. Так было с Иисусом, когда Он пришел в этот материальный мир. Он был не только Пророком, Который указывал путь к Богу, — Он был Самим Богом во плоти. Бог фактически был в Иисусе и был виден через Иисуса. Именно это называется теологическим термином «священное присутствие», и воплощение является первым тому примером. Именно этим христианство отличается от всех других религий. Сам Бог пришел на землю уникальным образом и был явлен миру в Иисусе Христе, Который является Богом — вечным и несотворенным, рожденным от Духа Святого, — но также и Человеком, рожденным Девой Марией.