Как уже упомянуто выше, такое библейски реалистичное понимание причастия было общепризнанным и характерным для первой Церкви. Вполне естественно, что вера ранних христиан основывалась на собственных словах Иисуса, сказанных во время первой вечери: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее [из чаши] все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мат. 26:26-28). Со всей убежденностью они верили, что Иисус говорил именно то, что имел в виду; и что имел в виду, то и говорил. Слова Иисуса во время вечери созвучны с тем, что Он говорит в Евангелии от Иоанна (6:54, 55): «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Иисус делает это невероятное по силе утверждение, накормив пять тысяч человек с помощью чуда (см. Иоан. 6:1-15). Люди часто следовали за Иисусом, потому что видели чудеса и знамения. Но на этот раз Он начинает говорить с ними об истинной пище и истинном питье. Он говорит о том, что Он есть хлеб жизни (см. Иоан. 6:30-35), и о том, что они будут иметь в себе истинную, вечную жизнь только в том случае, если будут есть Его плоть и пить Его кровь (см. Иоан. 6:48-58).
Кто ест и пьет Его, не умрет, но будет жить вечно (Иоан. 6:50, 51). Это чрезвычайно смелые слова. Для иудеев они звучат еще более радикально. Для иудея, конечно, немыслимо есть плоть человека, кровь же нельзя пить ни при каких обстоятельствах — закон это запрещает. Однако Иисус говорил об этом с такой убежденностью, что некоторые люди отошли от Него, а ученики почувствовали себя неловко (см. Иоан. 6:60, 66). Для них это было слишком. Как мы знаем, Иисус повторял эти слова несколько раз, чтобы по-настоящему донести их смысл: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:56).
Несомненно, эти радикальные утверждения звенели в ушах учеников, когда они, сидя в верхней комнате, услышали как Иисус, держа в руке хлеб, сказал: «Сие есть Тело Мое».
Все члены ранней Церкви понимали эти слова по-библейски буквально. Конечно, хлеб и чаша были символами, но они символизировали нечто очень реальное и осязаемое. Позже, когда ранние христиане были преданы римским властям на мучения, одно из представленных им обвинений было в каннибализме. Люди действительно считали, что христиане едят человеческую плоть и пьют кровь. Твердая убежденность верующих, что в хлебе и чаше, подаваемых для причастия, действительно присутствует Иисус, объясняет тот факт, что враги могли истолковать причастие столь превратно и обвинить христиан в жутком каннибализме. Если бы они не верили в живое присутствие, они могли бы легко все объяснить, сказав, что хлеб и вино являются лишь внешними символами и ничем более. Сделав это, они, возможно, избежали бы смерти. Однако, несмотря на то, что это был вопрос жизни и смерти, христиане никогда не давали подобных объяснений.