Начальный этап управленческого консультирования возникает в процессе знакомства с заказчиком. Если встреча организуется по инициативе заказчика в его офисе, что бывает почти всегда, то у консультанта возникает вопрос, почему он обратился персонально к нему. В большинстве случаев бывает так, что заказчик (клиент) обращается именно к этому консультанту по рекомендации коллег по бизнесу. Первая встреча всегда очень важна, так как от её результатов зависит дальнейший формат их сотрудничества. Поэтому консультант тщательно готовится к встрече: собирает всю информацию об этой фирме; отбирает те консалт-материалы, которые могут пригодиться в деловой беседе с потенциальным клиентом; продумывает план беседы, потому что он должен вести беседу так, чтобы заказчик сам рассказал ему как можно больше о своих управленческих и маркетинговых проблемах и причинах, побудивших обратиться за консалтинговой помощью. Важно вести беседу так, чтобы от общих проблем перейти к выявлению частных и трудно решаемых, потом выяснить, что хочет клиент от управленческого консультирования, каковы его надежды и ожидания. В зависимости от разъяснений клиента консультант выстраивает свою поведенческую линию предложения консалтинговых услуг, стараясь удовлетворить надежды и ожидания клиента. В процессе такой взаимоознакомительной беседы у переговорщиков могут возникать «точки соприкосновения» в понимании трудностей решения управленческих проблем, способов преодоления этих трудностей, разработки конкретного консультационного плана работ и даже проявления взаимных симпатий. Так формируются исходные психо-деловые коммуникации «консультант-заказчик».
|
|
Во время первой встречи консультант и заказчик хотят узнать друг о друге как можно больше в процессе обсуждения тех проблем, которые возникли у заказчика, или которые возникают постоянно, но плохо решаются. С одной стороны, первичные коммуникации насыщаются деловым содержанием в процессе первой беседы, но, с другой стороны, собеседники психологически напряжены, так как хотят понять, можно ли работать совместно. Заказчик своими вопросами проверяет, насколько компетентен консультант в разрешении управленческих проблем и каких, какой опыт консультирования есть у него, а консультант проверяет, насколько компетентен заказчик в управлении, насколько он попал в неуправляемую ситуацию и почему, какой объём работы ему предстоит выполнять. Если они почувствуют д о в е р и е друг к другу и договорятся о сотрудничестве, обсудив сроки выполнения заказа и приемлемые цены, то первичный контакт срабатывает. Главное условие, которое обговаривает консультант – быть независимым в получении объективной информации. Однако это условие бывает трудно выполнимым.
|
|
Но могут возникать ситуации, когда потенциальный клиент приглашает на беседу другого консультанта из конкурирующей консалтинговой фирмы, который соглашается работать по более низким ценам. Это всегда важно учитывать консультанту, который готовится к переговорам. Важно учитывать и ещё одно очень важное обстоятельство, которое может иметь решающее значение для окончательного заключения договора о сотрудничестве: заказчик (глава фирмы) ожидает, что будет иметь деловые отношения с тем консультантом, с которым он уже всё обсудил. Но если вместо него в клиентскую фирму приезжают другие консультанты из консалтинговой фирмы, которую он представлял, то это может вызвать недовольство клиента и нарушение коммуникаций, возникших в процессе первой деловой беседы. Предварительный договор о сотрудничестве может быть не подписан. Если такой ситуации не возникает, то такой договор о предварительном сотрудничестве ещё раз прорабатывается, где уточняются детали, и подписывается обеими сторонами. Если сотрудничество согласно этому договору с заказчиком пройдёт благополучно, то может быть подписан контракт на дальнейшее сотрудничество. До подписания договора консультанту желательно проконсультироваться с юристом. Однако на стадии подписания договора о сотрудничестве сторонам по инициативе консультанта следует внести пункт: «Консультант и клиент (заказчик) сотрудничают друг с другом в атмосфере доверия и взаимопонимания».
Контрактные отношения с клиентом (заказчиком) правильнее начинать после того, как он проведёт зондаж, т.е. разведывательные методы экспресс- диагностики управленческих затруднений и соберёт необходимые первичные факты для прояснения реальной проблемной ситуации. До этого консультант может работать с клиентом (заказчиком) именно на основе предварительного договора (или устного соглашения), где он будет втянут в систему разнородных коммуникаций с руководителями разных уровней управления и разнообразных систем исполнения и ответственности.
В практике зондажного (ознакомительно-разведывательного) диагностирования организационного состояния фирмы выявляются четыре варианта взаимоотношений «консультант-заказчик». Динамика этой ситуации изображена на рис. 1.1., а сама модель является образцом визуального восприятия консультантом его предыдущего опыта работы, где он мог побывать во всех кодировочных ситуаций. Эта модель поможет консультанту или руководителю консалт-группы точнее соориентироваться в в выборе консалтинговой стратегии для дальнейшего заключения контракта.