Цель этапа – усвоение знаний, умений и навыков, коррекция и развитие на основе анализа ситуации, подготовленного пространства, оптимальной модели поведения.
Стратегии взаимодействия: кооперация, конкуренция, деструктивный/продуктивный конфликт. На этом строятся модели поведения педагога, которые могут быть представлены в следующих вариантах: неконтактная, дифференцированного внимания, гипер- и гипорефлексивная, модель негибкого реагирования, авторитарная, дикторская, модель активного взаимодействия.
Во многих странах мира разрабатываются специальные модели поведения учителя на уроке.
Положительное влияние на эффективное обучение оказывают фразы учителя, содержащие:
- приглашение к действию: «Попробуй, это тебе понравится, ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»;
- создание мотивации: «Это хорошая практика, тебе это пригодится в жизни, подготовит тебя к работе, поможет тебе сдать экзамен»;
- подбадривание: «Ты хорошо умеешь это делать, лучше тебя с этой работой никто не справится»;
|
|
- просьбу учителя помочь удостовериться в качестве работы: «Я должна знать, как хорошо я тебя научил; мне нужно видеть, как ты это делаешь и понимаешь; я должна убедиться в том, насколько понятно я объяснила».
Негативное влияние на учеников оказывают фразы, содержащие:
- угрозу наказания, типа: «Я тебя накажу, если ты это не сделаешь; я поставлю тебе двойку, если ты …; если ты это не сделаешь сейчас, я заставлю тебя заниматься дома весь вечер; … исписать всю тетрадь» и т.п.;
- ссылки на ответственность перед классом: «От тебя зависит судьба всего класса; не подведи свою школу (город, страну); все твои друзья рассчитывают на тебя; ты всё испортишь для целого класса».
Адаптация окружающей обстановки потребует приспособления или модификации в пределах определенного места. Это могут быть пандусы для детей на инвалидных колясках или костылях, увеличение/уменьшение солнечного света для детей с недостатками зрения, снижение уровня шума или интенсивности занятия, зонирование помещения. При традиционной расстановке парт в учебной комнате мы в результате имеем «затылочное» общение.
На различных типах уроков имеет смысл использовать различные варианты «меблирования» с целью создания продуктивной рабочей обстановки.
Адаптация указаний связана с изменением темы занятия (беседы) в зависимости от опыта ребенка, которое должны носить непроизвольный характер.
Адаптация материалов предполагает книги с крупным шрифтом, материалы увеличенного размера, выполненные контрастным способом, для детей с нарушением зрения; удобные, толстые ручки, фиксаторы на учебном оборудовании, игрушках и прочих приспособлениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
|
|
Адаптация учебной программы направлена на регулирование времени и последовательности изучения тем, чередование видов деятельности независимо от общего ритма класса.
Тема: Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР.
План: 1. Альтернативная система обучения коммуникации «PECS».
Стадии обучения альтернативной системы коммуникации.
Методика обучения альтернативной системы коммуникации.