Средства коммуникации требующие специальных приспособлений

Система Брайля – это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Луи Брайлем (1809 – 1852). Вскоре брайлевский шрифт был адаптирован к различным языкам и получил всемирное распространение, вытеснив менее совершенные виды рельефного письма. Он состоит из комбинаций от одного до шести выпуклых точек, с помощью которых изображаются различные знаки: буквы, цифры, знаки препинания, математические и химические формулы, ноты. В 1837 г. по системе Брайля была издана первая книга «История Франции». В России книгопечатание для незрячих началось в 1885 г.

 

Пиктограммно-идеограммное общение -самая обширная группа альтернативных систем коммуникации, выполняющих поддерживающую функцию. К объектам пиктограммно-идеограммного общения относят системы социальных символов, общественных знаков, пиктограмм, наборы черно-белых и цветных тематических картинок, фотографии, рисунки.

Пиктограммы – это стандартизованные изображения, используемые в общественных местах и рассчитанные на передачу сообщения людям, говорящим на разных языках. Все символы должны быть легкими для использования, лаконичными, информативными, мотивированными, соответствовать возрасту и уровню восприятия ребенка, доступными для понимания абсолютно всеми, так как они изображают в основном обыденные в употреблении предметы и понятия, о значении которых легко догадаться.

Как правило, в пиктограммах используется только черный и белый цвет, что облегчает их чтение. Они должны изображать только то, что необходимо для усвоения и использования при общении на заданную тему. Их можно использовать неоднократно, предъявлять в течение относительно длительного времени. Слово должно быть написано легко читаемым печатным шрифтом.

 

Блиссимволика (или семантография) – одна из самых развитых в мирк графических языков, разработанный Чарльзом Блиссом (1897-1985) в 1949 году как упрощенный вариант китайского идеографического письма, где слова и понятия представлены образами, а не буквами. В системе Блисса 120 ключевых символов, которые являются основой для создания новых слов. Абстрактные символы в сочетании с поясняющими словами сгруппированы по частям речи и оформлены в виде таблицы. Каждая часть выделена определенным цветом. Например, все существительные изображены на желтом фоне, глаголы – на зеленом и т.д. Э то облегчает ориентировку в таблице. Отдельными символами обозначены отрицание, временные и количественные показатели. Для структуризации предложения используются знаки препинания. По верхнему и нижнему полям таблицы располагаются буквы в алфавитном порядке, а по левому и правому – цифры. Их использование расширяет возможность общения.

Большинство блиссимволов кодирует информацию относительно семантического уровня сообщения (его смысла), некоторые символы передают грамматическую информацию. Каждый элемент символа выражает общую идею или концепцию. Эта концепция обычно включает набор нескольких объединенных по смыслу понятий, которые в устной речи выражались бы разными словами. Например. Символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, поток, водопад и т.п.

Блиссимволы используются не только для того, чтобы сообщить информацию о том, что происходит «здесь и сейчас», но и возможно употребление форм будущего и прошедшего времени. Морфологическая структура основных символов так же отличается от базового языка, однако морфологические варианты их использования легко сопоставляются со словесными эквивалентами, создавая эффективные средства для организации полноценной коммуникации. Таким образом, лингвистическая структура сообщения, кодируемого в блиссимволах, может соответствовать определенной речевой информации, адекватно передавая её на морфологическом, синтаксическом и семантическом уровнях.

Инициатива применения системы Блисса в качестве компенсации естественного языка возникла в 1971 г. в Канаде в детском реабилитационном центре. Она используется в работе по развитию пассивного словаря у неговорящих детей с ДЦП, моторной алалией, при лечении заикания во время периода молчания, при патологии органов речевого аппарата. При этом желательно наличие относительно сохранного интеллекта и слуха, развитие зрительного восприятия на уровне не менее четырёхлетнего возраста.

Для дальнейшего развития и популяризации системы Блисса была создана международная организация.

 

Определенное распространение в Беларуси нашла система, разработанная в Германии Райнхольдом Лёбом. ЛЁБ-система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она используется в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками. ЛЁБ-система применяется в зарубежных и белорусских реабилитационных центрах. Она включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качества, состояние здоровья; посуда и продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; религия, чувства, работа, отдых.

 

В мире в специальном обучении весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась в 1972 году со словаря символов. Сейчас система Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

Фонетическая система речевой коммуникации Къюд Спич была разработана в 1966 г. в США Орин Корнет. В настоящее время она принята 53 языками и диалектами. Каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки). Говоришь и одновременно кодируешь. Визуально-фонетическая система включает 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных. Речь строится не послогово, а позвучно. В Беларуси есть положительные примеры ее пользования как при изучении иностранных языков в школе для слабослышащих, так и родного языка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: