Снижение у детей потребности в общении приводит к необходимости моделирования коммуникативных ситуаций, изучения условий, способствующих возникновению и активизации вербальной коммуникации. В последние годы начинают распространяться стратегии общения с использованием электронных технических средств.
Примером методики обучения общению технических средств является «Календарь активности». Это разработанный план выполнения:
- одного конкретного задания;
- ряда последовательных действий при решении определенного задания;
- нескольких заданий, которые необходимо выполнить в течение всего дня (например режим дня);
- задания по выбору.
Такой календарь предусматривает точное выполнение конкретного запланированного задания. Он может быть представлен в виде пиктограмм, которые «показывают» следующий шаг выполнения действия. Чаще всего календарь активности применяется в структурированных программах работы с аутичными детьми.
«Коммуникативные доски» -специальные панели, разбитые на квадраты, к каждому из которых прикрепляются графические символы: тематические книги, альбомы с картинками и фотографиями, картинки-задания, письма-задания.
При использовании коммуникативной доски необходимо создать словарный запас, нужный для общения на данном этапе работы, установить соответствующее оборудование. Когда все организационно-технические виды работ завершены, необходимо обучить ребенка пользоваться всей системой в целом эффективно и творчески. Результат может наступить только тогда, когда все составляющие будут объединены для достижения главной цели – общения.
Обучение навыкам общения на уровне использования дополнительных средств - длительный процесс. Он опирается на:
- знание определенных движений руки ребенка;
- умение «раскодировать» их всеми, с кем непосредственно общается ребенок»
- умение начинать и останавливать работу электронного прибора на нужном слове, фразе, картинке;
- владение всевозможными способами привлечь внимание к себе и своим нуждам.
При этом необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка, которые включают его физические, умственные, социальные, образовательные способности, а также наличие дополнительных средств общения и перспективы перехода на новые уровни общения.
ТЕМА: Планирование работы по обучению альтернативной коммуникации на
Диагностической основе.
План: 1. Этапы организации общения с ребенком.
Работа с любой системой альтернативной коммуникации будет успешна при правильной организации и при соблюдении следующих условий:
1. Переходить от реального предмета к абстрактному образу.
2. Использовать более точный и конкретный жест, изображение, символ из множества существующих и доступных.
3. Постоянно поддерживать мотивацию работы.
4. Функционально применять систему в ежедневном общении.
Этапы организации общения с ребенком.