Управленческое понимание организации как функции: сущность, принципы, процедуры, операции.
Организационные структуры управления.
Основные звенья и связи структур управления: звено, ступень, департамент. Горизонтальные, вертикальные, линейные, штабные, функциональные, дивизиональные, проектные, матричные, сетевые, виртуальные связи и полномочия. Модели и виды организационных структур управления; их эволюция и современные тенденции.
Диалектика централизации и децентрализации в управлении.
Делегирование полномочий. Принципы делегирования, норма управляемости, диапазон контроля.
Тема 4.Функция мотивации в управлении: сущность, категории, теории
Основные категории мотивации и стимулирования труда. Эволюция форм привлечения людей к труду.
Экономические стимулы и психологические основы мотивации как факторы эффективного управления организацией.
Принудительное и рефлексивное управление людьми. Стимулирование, мотивация как методы формирования эффективного труда.
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Потребности, восприятие, справедливость, ожидание - категории рефлексивного управления.
Технологии удовлетворения социальных потребностей высших уровней.
Социологический инструментарий изучения состояния мотивации в организации. «Кризис труда» в России: причины и формы проявления.
Формирование современных трудовых отношений «качества жизни» в менеджменте. Современные формы мотивации как фактор формирования и гармонизации интересов в управлении.
Тема 5. Функция контроля в управлении
Управленческое понимание контроля: необходимость, функции, принципы, виды и этапы контроля.
Предварительный, текущий, заключительный этапы контроля. Управленческие процедуры и операции функции контроля.
Методы и технологии организации контроля. Управление по результатам; управление по отклонениям. Типичные ошибки контроля. Поведенческие характеристики контроля. Социальный контроль неформальной группы, самоконтроль - как высшие формы контроля. Принципы эффективного контроля. Контроллинг в практике управления организацией.
Контроль качества как объект управления.
Организация контроля качества. Система менеджмента качеством. Российская и зарубежная практика внедрения СМК. Нормативно-правовое обеспечение системы контроля качества.
Тема 6. Методы управления
Сущность и содержание методов управления, связь с другими категориями науки. Изучение методов управления в отечественных и зарубежных исследованиях. Эволюция методов управления в отечественной и зарубежной практике.
Классификация методов управления. Организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления. Методы управления функциональными подсистемами. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.
Стили руководства: определение, виды, критерии. Авторитарный, демократический, либеральный стиль управления. Современные научные подходы к стилям руководства. Решетка менеджера в работе руководителя. Специфика управления человеком и управления группой.
Принципы и технологии формирования управленческих команд.
Тема 7. Социальные факторы управления
Сущность организационного поведения. Приростное (инкременталистское) и предпринимательское организационное поведение: их критерии и характеристики. Роль интрапренерства в формировании предпринимательского организационного поведения.
Проблема развития человеческого ресурса в управлении: управленческий потенциал, трудовой потенциал.
Типы социальных регуляторов в управлении организацией. Целевое управленческое воздействие. Самоорганизация. Организационный порядок.
Организационная культура – социальная среда человеческого ресурса.
Понятие организационной культуры, её принципы, признаки, функции, структура. Влияние организационной культуры на организационное поведение. Технологии формирования организационной культуры. Синергетический эффект организационной культуры.
Социальная ответственность и этика менеджера. Типология социальной ответственности менеджеров. Виды и направления социальной ответственности.
Тема 8. Управленческое решение в процессе управления: сущность, требования, этапы, методы
Место управленческого решения в процессе управления. Управленческое решение как продукт управленческого труда и связующий процесс управления. Система отношений по подготовке, принятию, организации и контролю исполнения управленческого решения как основное социальное отношение в системе управленческих отношений.
Управленческое решение: определение, классификация, этапы, требования, формы и методы. Управленческая ситуация и управленческая проблема. Методология и организация разработки управленческого решения. Алгоритмизированные и эвристические управленческие решения.
Целевая ориентация управленческих решений. Социально-психологические факторы управленческих решений.
Методы активизации персонала для творческого поиска идей: мозговой штурм, деловые игры, дискуссии, конференции, совместные решения.
Технологии основательных решений, действенности в практике менеджмента.
Социальные последствия управленческих решений, технологии их прогнозирования. Анализ альтернатив действий.
Тема 9. Управление по целям в менеджменте
Демократизация управления как закономерность тихой управленческой революции.
Объективные основы целевого управления. Теория и практика целевого управления.
Управление посредством согласования целей. Совместная постановка целей как форма привлечения персонала в процесс управления.
Менеджмент «одной минуты» - технология целевого управления. Поведенческие ресурсы руководителя.
Постановка цели «одной минуты»: принципы, критерии, процедуры и операции.
Дифференцированный подход к сотрудникам. Дирижирование, тренировка, секундирование и делегирование как формы управленческого воздействия руководителя на сотрудников для постановки и достижения целей организации.
Похвала и критика «одной минуты» как эффективные формы контроля и мотивации персонала. Организация обратной связи в управлении.
Принципы и процедуры похвалы «одной минуты».
Принципы и процедуры критики «одной минуты».
Применение технологии менеджмента «одной минуты» в государственной службе.






