Сеульская конвенция 1985 г.
С 1992 г. Россия участвует в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г. Согласно данной Конвенции иностранный инвестор вправе застраховать свои инвестиции, вкладываемые на территории развивающихся стран, от некоммерческих рисков (утрата инвестиций в результате национализации, войны и гражданских беспорядков, нарушения договора со стороны государства, невозможности конвертации валюты) в МАГИ. Условия для страхования инвестиций в МАГИ: 1) по отношению к принимающему государству инвестор должен быть иностранным лицом; 2) государство, чьим гражданином или организацией является инвестор, и принимающее государство должны участвовать в Конвенции; 3) принимающей страной может быть только развивающаяся страна, перечень которых приведен в приложении к Конвенции.
При наступлении страхового случая, например изъятия имущества у иностранного инвестора принимающим государством, МАГИ выплачивает инвестору страховое возмещение и, в свою очередь, приобретает право требования инвестора к принимающему государству-нарушителю. Данный механизм позволяет трансформировать частноправовой спор между инвестором и принимающим государством в публично-правовой: между принимающим государством и МАГИ - международной организацией.
|
|
Стандартный срок страхования в МАГИ составляет 15-20 лет. Страховая сумма обычно не может превышать 90% стоимости проекта и находится в пределах 50 млн. долл. на один инвестиционный проект и 175 млн. долл. на одну страну. Тарифные ставки устанавливаются в диапазоне от 0,5 до 3% от страховой суммы в год. В настоящее время МАГИ застраховало инвестиции на сумму примерно 2 млрд. долл. При этом гарантии МАГИ обладают высоким мультипликационным эффектом: на каждый застрахованный доллар обычно инвестируется еще 4 долл. Высоко ценят гарантии МАГИ и банки, охотно выделяя кредиты под застрахованные проекты.
Вашингтонская конвенция 1965 г.
Согласно Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. споры иностранного инвестора с принимающим государством рассматриваются не в национальных судах, которые никогда не отличались независимостью от своего государства, а в специально созданном при МБРР Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Россия до настоящего времени не присоединилась к Вашингтонской конвенции (хотя и подписала ее в 1992 г.).
Для рассмотрения спора в МЦУИС необходимы два условия: 1) государство, из которого происходит инвестор, и принимающее государство должны участвовать в Конвенции; 2) между инвестором и принимающим государством должно быть заключено соглашение о передаче спора в МЦУИС. Стороны вправе обратиться к примирительной процедуре. В этом случае создается примирительная комиссия, выясняющая обстоятельства, по поводу которых между сторонами возник спор, и прилагающая усилия для вынесения взаимоприемлемого для сторон решения и достижения дружественного урегулирования. Если стороны желают прибегнуть к арбитражному разбирательству, при МЦУИС создается арбитраж, который состоит из арбитров, назначаемых в соответствии с соглашением сторон. В случае, если стороны не договорились о количестве арбитров и порядке их назначения, арбитраж состоит из трех арбитров: по одному от каждой из сторон, а третий - председатель арбитража назначается по соглашению сторон.
|
|
Арбитраж рассматривает спор на основе права, избранного сторонами, а если стороны его не изберут, на основе права государства-участника спора (включая нормы коллизионного права), а также норм международного права, которые могут быть применены. Арбитраж может вынести решение на основе справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом. Каждая сторона спора обязана подчиняться решению арбитража. Другие государства-участники Конвенции также признают решения арбитража и обеспечивают исполнение денежных обязательств, налагаемых решением арбитража, в пределах своих территорий.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений
В соответствии с соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российская Федерация принимает на себя обязательства не осуществлять в отношении вложений иностранного инвестора меры по их принудительному изъятию, в том числе путем национализации, реквизиции или конфискации.Такие меры возможны только в случаях, когда этого требуют государственные и общественные интересы, если они осуществляются в установленном законодательством порядке с выплатой быстрой, эффективной и адекватной компенсации (например, ст. 6 Соглашения с Канадой 1989 г., ст. 5 Соглашения с Итальянской Республикой 1989г., ст. 4 Соглашения с Французской Республикой 1989г.). С указанными положениями международных договоров согласуются нормы законодательства РФ (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 235 ГК РФ, ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).
Практически все договоры о поощрении капиталовложений содержат положения о признании принимающим государством перехода прав от иностранного инвестора к его государству в связи с заключенным между ними договором страхования инвестиций. В связи с этим российский закон устанавливает: если иностранное государство (уполномоченный им орган) производит платеж в пользу иностранного инвестора по договору страхования инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и этому иностранному государству (уполномоченному органу) уступаются требования иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такая уступка требования признается правомерной. При этом в соответствии с соглашениями компенсация должна выплачиваться незамедлительно (ст. 4 Соглашения с Французской Республикой 1989 г.), «без необоснованной задержки и во всяком случае не позднее одного месяца» (п. 2 ст. 5 Соглашения с Итальянской Республикой 1989г.), «в течение двух месяцев с даты экспроприации» (п. 1 ст. 5 Соглашения с Великобританией 1989 г.). Согласно же Конституции необходимо предварительное возмещение (аналогичные положения в ст. 16 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., в ред. от 2 января 2000 г.). Поэтому в случае необходимости по отношению к инвесторам из Италии, Франции и Великобритании должны применяться положения Конституции РФ об обязательном предварительном возмещении.
|
|
В соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций для разрешения возникшего инвестиционного спора между иностранным инвестором и принимающим государством, как правило, предусматривается создание международного арбитража ad hoc или обращение к уже существующему постоянно действующему международному коммерческому арбитражу.
Например, в Соглашении с Великобританией 1989г. любой спор юридического характера между инвестором и принимающим государством по вопросам капиталовложения инвестора, который не был разрешен дружественным путем, будет по истечении трехмесячного срока с момента письменного уведомления о таком споре передан в международный арбитраж, если этого пожелает любая из сторон в споре. Если спор передан в международный арбитраж, то участвующий в споре инвестор имеет право передать спор: а) в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты; или Ь) международному арбитру или в арбитражный суд ad hoc, назначаемый по специальной договоренности или создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Определенные особенности имеет сотрудничество в области регулирования инвестиций в рамках СНГ. Согласно ст. 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г. стороны «признают, что их юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции, рассматриваются на территории друг друга как иностранные инвесторы. Их деятельность на территории каждой из сторон осуществляется в соответствии с ее законодательством об иностранных инвестициях и международными соглашениями...» Позднее в ст. 6 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. установлено, что отношения, связанные с инвестициями сторон, регулируются законодательством государства по месту инвестирования, регламентируемыми для инвесторов этого государства настоящим Соглашением и другими соглашениями, в которых участвуют стороны. При этом в дальнейшем согласно Соглашению 1993 г. стороны будут исходить из того, что правовой режим инвестиций сторон не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиционной деятельности для юридических и физических лиц государств по месту инвестирования. Указанные ст. 16 и 6 Соглашений 1992 и 1993 гг. стали в 1997 г. предметом рассмотрения Экономического суда СНГ, который пришел к выводу, что в ст. 6 Соглашения 1993г. предусматривается распространение такого же режима инвестиций, как для собственных граждан, но не иностранных инвесторов. Таким образом, собственность инвесторов из стран СНГ - участниц Соглашения 1993 г. пользуется на территории РФ режимом, установленным российским законодательством для российских граждан. В литературе утверждается, что «правовой режим инвестиций государств - участников Соглашения (1993 г.) на территории друг друга не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиций, осуществляемых инвесторами других государств, не являющихся участниками Соглашения, на основании национального законодательства об иностранных инвестициях».
|
|
В 1997г. страны СНГ заключили Конвенцию о защите прав инвестора. Эта Конвенция, как и Соглашение 1993 г., исходит из национального режима для инвесторов из стран СНГ. Как отмечается в литературе, «из опыта мировой практики известно, что Конвенция о защите инвестиций для укрепления уверенности инвестора значительно важнее, чем Соглашение о сотрудничестве в этой сфере, так как защита, предоставляемая Соглашением... может гипотетически быть аннулирована исключениями из закона в отношении приобретенных прав. Специальный же закон или Конвенция не могут быть отменены или изменены односторонними действиями принимающей стороны».
Россией заключаются и такие международные соглашения, которые направлены на урегулирование вопросов, возникших еще в период существования СССР. Так, в 1997 г. Российская Федерация и Франция заключили Соглашение об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до мая 1945 г., согласно которому исключаются взаимные претензии обоих государств: французской стороны - по требованиям, связанным с проведенной после Октябрьской революции национализацией, а также долгам правительств Российской империи, правительств, пришедших им на смену, правительств СССР; российской стороны -по требованиям в отношении ущерба, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., а также требованиям в отношении активов во Франции и переданного золота.
§ 4. Правовой режим соглашений о разделе продукции
Соглашение о разделе продукции - это договор между Российской Федерацией и инвестором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Полученная продукция подлежит разделу между инвестором и государством. Порядок заключения, действия и расторжения соглашений регулируется ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.).
От имени Российской Федерации в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы. Инвесторами могут быть юридические лица (как российские, так и иностранные) и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц.
Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, устанавливаются федеральными законами (к 2005 г. принято 16 таких законов). Основанием для включения в перечни является отсутствие возможности изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. При этом необходимо наличие одного из следующих условий: 1) разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации; 2) разработка участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся в труднодоступных районах (континентальный шельф РФ, районы Крайнего Севера и т.п.); 3) разработка месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых.
Соглашение заключается на основе конкурса или аукциона с его победителем. Со стороны государства соглашение подписывают Правительство РФ и орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В течение 30 дней после заключения соглашения инвестору выдается лицензия на право пользования участком недр.
Работы на месторождении должны выполняться с соблюдением требований экологического законодательства. Для выполнения работ в преимущественном порядке должны привлекаться российские физические и юридические лица.
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением по следующей схеме. Во-первых, из общего объема продукции вычитаются затраты инвестора на выполнение работ (компенсационная продукция). Компенсационная продукция передается в собственность инвестора. При этом уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции. Во-вторых, вычитается стоимостной эквивалент налога за пользование недрами. В-третьих, оставшаяся продукция, именуемая прибыльной, делится между инвестором и государством в определенной соглашением пропорции (не обязательно 50 на 50). Вместе с тем соглашением может быть предусмотрена и другая схема раздела продукции, при которой общий объем произведенной продукции подлежит разделу между государством и инвестором. При этом доля инвестора не должна превышать 68%. При обеих схемах раздела продукции вся первичная геологическая и иная информация, полученная инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежит на праве собственности государству. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренный гл. 26.4 Налогового кодекса РФ.
Споры между государством и инвестором, связанные с реализацией соглашения, разрешаются в государственных и третейских судах, в том числе в международных коммерческих арбитражах. При этом в соглашениях, заключаемых с иностранными инвесторами, может быть предусмотрен отказ российского государства от принадлежащих ему иммунитетов (судебного, предварительного обеспечения иска, исполнения судебного решения).
В соответствии с рассматриваемым Законом «О соглашениях о разделе продукции» иностранный инвестор осуществляет инвестиции в поиски и разработку минерального сырья. Таким образом, данный Закон также является инвестиционным. Отсюда возникает вопрос: как соотносятся между собой ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» и ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в частности распространяются ли на иностранного инвестора, заключившего соглашение о разделе продукции, гарантии и льготы, предусмотренные ФЗ «Об иностранных инвестициях»? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, поскольку участие государства в соглашении о разделе продукции - это форма договорной гарантии инвестиций, в то время как Закон «Об иностранных инвестициях» - это государственная гарантия инвестиций, не связанная с участием государства в гражданско-правовом договоре.
Закон «Об иностранных инвестициях» предоставляет гарантии неопределенному кругу инвесторов, которые не состоят в договорных отношениях с государством. Заключая же соглашение о разделе продукции, государство в самом соглашении формулирует гарантии, адресованные конкретному инвестору - участнику договора. В общем виде такие гарантии закреплены в Законе «О соглашениях о разделе продукции», и они конкретизируются в каждом отдельном соглашении с конкретным инвестором.
Соглашения о разделе продукции рассматриваются многими как одно из наиболее реалистичных направлений в привлечении иностранных инвестиций в Россию. Практика, однако, свидетельствует о том, что непродуманные действия государства в данной области дают скорее отрицательный эффект.
В частности, реализация заключенных соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке Харьягинского месторождения привела к тому, что задолженность (!) инвесторам со стороны российского государства составила 60 млн. долл. Она связана с ранее принятыми на себя государством обязательствами по возврату инвестору средств, затраченных им на уплату НДС. В ходе комплексной проверки исполнения данных соглашений, предпринятой Счетной палатой РФ, представители Палаты совместно с Управлением МНС России по Сахалинской области экспертным путем провели сравнительные расчеты уровней платежей в бюджет в условиях соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и в условиях налогообложения недропользователей, не участвующих в осуществлении проектов на условиях раздела продукции, В результате проверки было установлено, что имевшее место в отношении обоих соглашений исключение из общей суммы платежей в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды, а также предоставление льготных условий по налогу на прибыль за период добычи предусмотренного условиями соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долл., а за весь период - на 61 692 млн. долл., в том числе в федеральный бюджет - на 51 766,7 млн. долл.
Другим видом инвестиционного соглашения является концессионное соглашение. В соответствии с ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, и к нему применяются правила гражданского законодательства о соответствующих договорах, если иное не вытекает из Закона «О концессионных соглашениях» или существа соглашения. При этом концессионное соглашение по ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо отличать от договора коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), который является договором на передачу исключительных прав (право на фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания и т.д.).
Согласно Закону концессионер не вправе передавать в залог или отчуждать объект концессионного соглашения. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления предусмотренной соглашением деятельности, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Концессионер по общему правилу несет риск случайной гибели (повреждения) объекта соглашения, а также несет расходы, связанные с исполнением обязательств по соглашению.
Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, в частности автомобильные дороги, объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта, транспорт общего пользования, морские и речные порты, морские и речные суда, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты по производству и передаче электро- и тепловой энергии, объекты коммунального хозяйства, благоустройства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и пр. (ст. 4). Закон, таким образом, делает отступления от классического понимания концессии, согласно которому на основании концессии инвестору передается во временное пользование на долгосрочной основе объект, позволяющий извлекать природные ресурсы (угольная шахта, месторождение нефти и т.п.). Именно в таком понимании концессионные соглашения были распространены на заре советской власти в 20-е и 30-е гг. прошлого столетия, а также в первые послевоенные годы, и именно под таким термином они известны в зарубежной литературе. Таким образом, исходя из российского законодательства природные ресурсы (участки недр) могут передаваться («уступаться») инвесторам (в том числе иностранным) лишь по соглашениям о разделе продукции, предмет которых в трактовке российского законодателя совершенно отличен от предмета концессионного соглашения.
Концедентом в концессионном соглашении является: (а) либо Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ или уполномоченный им орган, (б) либо субъект РФ, от имени которого выступает орган власти субъекта РФ, (в) либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Концессионером может быть: (а) индивидуальный предприниматель, (б) российское или иностранное юридическое лицо либо (в) два и более юридических лица, действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса (открытого или закрытого) в соответствии с утвержденным Правительством РФ типовым концессионным соглашением. Решение о заключении соглашения принимается концедентом. Этим решением устанавливаются конкурсная документация (в том числе условия соглашения), порядок заключения соглашения, состав конкурсной комиссии. Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через 90 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса.
Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом срока создания и/или реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера.
В период использования (эксплуатации) объекта концессионер обязан вносить концеденту плату (концессионную плату), размер, форма, порядок и сроки внесения которой устанавливаются соглашением. Концессионная плата может быть установлена в форме: 1) определенных в твердой сумме платежей; 2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером; 3) передачи концеденту в собственность принадлежащего концессионеру имущества.
Согласно Закону существенными условиями концессионного соглашения являются: 1) обязательства концессионера по созданию и/или реконструкции объекта соглашения, в том числе относительно сроков его создания (реконструкции); 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением; 3) срок действия соглашения; 4) состав и описание объекта соглашения; 5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления его деятельности, а также срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков; 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта соглашения. Иными условиями соглашения могут быть: объем производства концессионером товаров, выполнения работ, оказания услуг; порядок и условия установления концессионером цен (тарифов); объем инвестиций в объект концессионного соглашения и срок сдачи его в эксплуатацию; обязательства концедента по финансированию части расходов, связанных с объектом соглашения, и др.
Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения. В случае нарушений содержащихся в соглашении требований к качеству объекта соглашения концедент вправе потребовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в разумный срок, а если нарушение не было устранено или является существенным - потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков. Концессионное соглашение может быть досрочно расторгнуто по решению суда, в том числе в случае существенного нарушения его условий какой-либо стороной, в частности в результате нарушения сроков создания и/или реконструкции объекта, эксплуатации объекта в целях, не установленных соглашением, прекращения или приостановления концессионером соответствующей деятельности без согласия концедента, неисполнения концессионером обязательств по предоставлению потребителям товаров, работ, услуг.
Концессионерам, в том числе концессионерам - иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, недискриминационный режим, неприменение мер, препятствующих им свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления деятельности продукцией и доходами. Споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответствии с законодательством РФ.
ФЗ «О концессионных соглашениях» не предусматривает «дедушкину оговорку», но содержит норму о гарантии прав концессионера при неблагоприятном для него изменении законодательства. Согласно ст. 20 Закона в случае, если в течение срока действия концессионного соглашения нормативными актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, стороны соглашения изменяют его условия в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания соглашения. Порядок внесения таких изменений определяется концессионным соглашением.