double arrow

Цель социального проектирования

4

 

· привлечение внимания подростков к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

 

Основные задачи социального проектирования:

 

· повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

· формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

· закрепление навыков командной работы;

Структура социального проектирования

 

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.




Социальная практика — это:

- во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-

- вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной). Реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.



Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

· социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);



· социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

· социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Технология разработки социального проекта

 

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

· Действия

· Познание

· Проблематизация

· Преобразование

 

 

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

 

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

 

ШАГ №3. Определение целей и задач.

 

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

 

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

 

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

 

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

 

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

 

 

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

 

ШАГ №10.Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

 

ШАГ №11.Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

 

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

 

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

 

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

 

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

 

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

 

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

 

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

 

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

 

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

 

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

 

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

 

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта (пример оформления заявки проекта см. ссылку №8).


Основные требования к проекту

 

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

 

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

 

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

 

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

 

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

 

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

 

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.


Требования к оформлению проекта

 

1.Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2.Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3.Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4.Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5.Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6.Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7.Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8.Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

 

Ожидаемые результаты.

 

1.Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2.Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3.Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4.Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5.Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6.Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

 


Типичные ошибки социального проектирования

 

· отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

· переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

· провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

· отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

 

Роль педагога в социальном проектировании

 

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственной педагогической деятельности в социально-педагогическую.

 


 

Литература

 

1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие //Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

2. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся //Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

3. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) //Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

4. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29

5. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков //Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.

6. Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше будущее»: penza.fio.ru/personal/115/4/7/ · 1 КБ

7. Принципы социального проектирования: www.aspr.ru/page.php?id=55 · 22 КБ 11.01.2007

8. Социальное проектирование школьников deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/socproekt_rukovod.doc

9. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии. 1998. № 1, № 4; 1997. – № 4.

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

11. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Спутник +», 2005. 109 с, 6, 8 п.л.

12. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24с.

13. Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии // Народное образование, 1998. – № 7. – С. 87.

14. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование, 1997. – № 2.

15. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие /Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с.

16. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие. – Самара, 1999. – 36 с.

17. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии, 2000. – № 3. – С. 57.

18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.

 

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Нар. образование, 1998. – 256с.

20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

22. Тавстуха О.Г. Новый подход к технологизации процесса дополнительного экологического образования детей //Внешкольник. Оренбург: ОГПУ, 2001. – № 5. – С. 8—14.



4