В детской психоаналитической психотерапии уже давно известны процессы переноса при работе с детьми и та власть, которую дети имеют над взрослыми, особенно дети младшего возраста (A. Eckstaedt, R. Kluwer, 1980). Но к психотерапевтам направляют “больных” детей для специальной работы с ними. Тем не менее, многое говорит в пользу того, что переносы могут вызывать проблемы и даже травмировать не только в психотерапии, но и в педагогических отношениях, хотя при этом и не обязательно тут же ставить ребенку диагноз “невроз”, а от воспитателя требовать терапевтической квалификации. И наоборот, я могу предположить, что педагоги имеют сходные с терапевтами проблемы в области своих чувств в отношении детей. Именно на основании этого я и делаю свои выводы.
В педагогических отношениях можно обращаться со своими чувствами двояким образом. Можно попытаться по мере сил освободиться от них, что одновременно означает и попытку “высвободить” своего “ребенка”, т. е. ребенка в себе. Но для этого необходимо вступить в такие взаимоотношения, в которых на переднем плане стоит переработка собственных болезненных чувств. Это может быть, например, достигнуто в группе самопознания, или, в экстремальном случае, это может повлечь за собой и обращение к психотерапевту. Легко убедиться, что это оправдывает себя и не является чересчур окольным путем: от переносов установок и конфликтов детей на воспитателей, т. е. от сосредоточения на личности воспитателя всех их желаний и ожиданий, воспитатель должен тем сильнее обороняться, чем в большей мере “ребенок” в нем определяет его восприятие и возможности поведения. И чем сильнее это выражено, тем более затруднена его работа с детьми (“Либо мне придет конец, либо ребенку”).
|
|
Однако можно использовать свои чувства в педагогической ситуации, как индикатор состояния детей и групповой атмосферы в целом, не погружаясь в переживания своего собственного детства. Психоаналитически ориентированное супервидение представляет собой возможность испробовать этот способ обращения с чувствами, возникающими в процессе воспитания. Но он предполагает наличие способности к дистанцированию. Лишь тот, кто не чувствует себя постоянно и обязательно личностно вовлеченным во все, что происходит с детьми в группе, может себе позволить интерпретировать свои чувства как отражения посланий детей. Склоняться ли к поиску соответствующих педагогических мер для разрешения проблем с трудными детьми, или же учиться понимать и использовать вовлеченность собственной личности в отношения с детьми — какой бы из этих путей общения с детьми ни избрал воспитатель, ему все равно не удастся миновать живущего в самом себе “ребенка”.
|
|
Авторитет учителя
“Мы желаем учителям пользоваться авторитетом, не оказывая давления на нас. Страх перед наказанием или отметкой превращает нас и наших соучеников в “охотников за баллами”, борющихся друг с другом. Мы объединяемся только тогда, когда можем справиться с более слабым учителем”.
Этому высказыванию учеников VII класса можно противопоставить следующие оценки учителей: “Ученики хотят получать все в готовом виде, желают, чтобы все было хорошо, и при всем этом не хотят испытывать на себе какое-либо давление. Мы же, прежде чем войти в класс, думаем, какие средства давления нам использовать, чтобы добиться результатов”.
Во-первых, я хотел бы затронуть некоторые теоретические аспекты школьных отношений, с которыми связаны эти желания и установки, чтобы подойти к разговору о тех сторонах проблемы авторитета учителя, которые можно обсудить на семинарах повышения квалификации учителей с помощью групподинамически или группоаналитически ориентированных методов. Во-вторых, в дополнение к этому я представлю здесь описания двух сцен из таких семинаров, которые иллюстрируют способы проявлений и динамику взаимодействий в рамках проблемы авторитета учителя. В-третьих, некоторые теоретические размышления о процессе возникновения и укрепления структур авторитета в группах и вытекающие в связи с этим вопросы дополнят мои замечания. Прежде всего, обратимся к первой проблеме — к кажущимся мне существенными аспектам роли учителя в связи с темой авторитета.
Ожидания
Ученики ожидают от авторитета учителя в первую очередь его соответствия родительским образцам, т. е. авторитету родителей, с которым можно идентифицироваться или же от которого можно отмежеваться. Учитель должен быть достаточно сильным, чтобы оказаться в состоянии защищать весь класс или отдельных его представителей, и вместе с тем он должен предлагать ученикам достаточно духовной пищи.
Школьное определение роли учителя близко последнему ожиданию: учитель несомненно должен знать “все”. Но обычные отношения “учитель — ученик”, скорее, соответствуют тем школьным традициям, при которых личный опыт учителя или ученика не оправдывает взаимных ожиданий. Здесь можно лишь вскользь упомянуть, что, как показывает раскрытие неосознаваемой мотивации к профессии учителя, эти аспекты личности учителей соответствуют, скорее, традиционным отношениям “учитель — ученик”.
Но все-таки эти традиции не покрывают собой всего диапазона возможных форм поведения учителя и ученика, а оставляют учителю некоторую не управляемую обычным педагогическим путем зону “остаточной свободы” (P. Furstenau, 1964). Она включает в себя те черты личности педагога, которые участвуют в процессах взаимоотношений в классе, например, в виде стиля преподавания или индивидуальных особенностей в использовании личного авторитета. Там учитель применяет весь свой опыт, связанный с проблемой авторитета, накопленный им по крупицам во взаимодействии с собственными родителями и учителями. С этими интериоризованными образцами утверждения своей личной позиции в классе связаны и специфические для учителя формы отстаивания авторитета. Например, это может быть его стремление утверждать свой авторитет в открытой форме (примерно как студенты и преподаватели 60-х гг.), или это могут быть скрытые формы (примерно как в сегодняшних жалобах учителей, которым хотелось бы все изменить, но ничего из этого у них не выходит).
Таким образом, социальный институт школы, с одной стороны, поддерживает прежнюю структуру авторитетов во взаимоотношениях “учитель — ученик”, т. е. реальную власть учителя над своими учениками, но, с другой стороны, обусловливает напряженные ситуации, имеющие свои корни в области остаточной свободы, т. е. в персональном стиле руководства отдельного учителя. Обострение этой напряженности происходит и благодаря тому, что как ученики находятся по отношению к учителю в коллективной и амбивалентной зависимости от него (защита и обеспечение, с одной стороны, и проставление отметок и наказания, с другой), так и учитель зависит от авторитета школьного начальства (или его отдельного представителя). Служебный статус учителя также амбивалентен: с одной стороны, надежное рабочее место с надежными предписаниями, но с другой — зависимость и частичное лишение права голоса.
|
|
Особенность переноса опыта, связанного с проблемой авторитета в школьной структуре, является темой дискуссий на семинарах повышения квалификации учителей, направленных на достижение следующих целей:
“1. Повышение чувствительности учителя к происходящему на уроке в соединении с улучшением восприятия собственного поведения в структуре “учитель — ученик”...
2. Последовательное освобождение от фиксации отношений авторитета; прогрессивное развитие в направлении личностной независимости, связанной с активной личностной позицией при строгом учете ситуации в группе.
3. Отказ от собственных установок: поворот к поведению, характеризующемуся готовностью к коммуникации, кооперативности и открытому высказыванию своих собственных убеждений.
4. Способность самому видеть свое индивидуальное поведение в его взаимодействии с определяющими общественно-политическими факторами” (К. Geissler, 1979, S. 36).
Семинары повышения квалификации, носящие характер самопознания, имеют преимущества при обсуждении этой проблематики потому, что они проходят в ситуации открытых взаимоотношений. Следовательно, на этих семинарах никто не имеет в своем распоряжении институционального регулирования для защиты или вытеснения стремлений к власти или зависимости, а также соответствующих фантазий. В процессе взаимоотношений между участниками семинаров и руководителями, т.е. людьми, обладающими авторитетом, могут обсуждаться индивидуальные стремления, фантазии и ожидания. Одновременно с этим здесь можно ознакомиться с проблемой авторитета, обсудить вопросы его возникновения и развития в группе. Семинары этого типа, две характерные сцены из которых я хотел бы разобрать ниже, предлагаются Гессенским земельным центром политического образования (в г. Висбадене) в рамках повышения квалификации учителей и проходят уже в течение нескольких лет.
|
|
Обсуждение
Сцены, которые я хотел бы здесь описать, произошли во время недельного семинара повышения квалификации учителей (с понедельника по субботу) по социальному обучению в школе. Из 28 участников, учителей всех ступеней общеобразовательной школы, в начале семинара были сформированы три примерно равные по размеру группы, подчиненные трем руководителям, так называемым капитанам (двое мужчин и одна женщина). Во время семинара работа в малых группах в первой половине дня чередовалась с пленарными заседаниями во второй половине дня. Вечерние заседания в малых группах служили для итоговой рефлексии событий, происходивших в течение дня.
Содержание семинара задавалось общей темой, а методы работы в малых группах должны были определяться задачами самопознания участников. Перед капитанами стояла задача пробуждать работоспособность в группах и поддерживать ее. Их содержательные предложения в этом плане должны были быть адресованы компетенции учителя, а их вмешательство в групповой процесс должно было опираться на групподинамические или группоаналитические методы.
Эти шесть пленарных заседаний в первую очередь предназначались для обмена сообщениями о состоянии работы в группах, о ходе групповых процессов и для ответов на возникающие при этом вопросы. Для последующего переноса на реальную школьную ситуацию участники должны были научиться вербально выражать свою вовлеченность, в групповой процесс в малых группах для большей группы — пленума. Первая из описываемых мною сцен произошла на пленуме после четвертого заседания в малых группах, т. е. на раннем этапе семинара. Все участники и капитаны сидели в одном большом, составленном из стульев кругу. Все три группы друг за другом сценически или пантомимически представляли в центре круга актуальное состояние их группового процесса. Они готовились к этому перед пленумом в отсутствие своих капитанов. Группа, о которой идет речь в моем примере, в начале своего представления поставила в центре общего круга стол, а один из мужчин этой группы надел на себя множество элементов одежды остальных участников группы. Затем он надел себе на голову бумажную корону и встал на стол наподобие памятника. Кроме всего прочего, это был тот участник группы, который на всех пленарных заседаниях проявлял себя ярче всех на фоне остальных членов этой группы.
Члены группы складывали на стол к его ногам многочисленные бумажные рулоны, на которых они по предложению своего капитана (женщины) на первом заседании малой группы за день до этого изображали проблемные сцены из своих школьных будней. Они ходили вокруг стола, звуками и жестами показывая, что замерзают, до тех пор, пока, в конце концов, одна из участниц не обратилась смиренно к “королю”. Он благосклонно распределил между ними эти бумажные рулоны и снова во всем своем облачении принял прежнюю позу. Немного растерянные участники держали в руках свои бумаги, отходили от стола, а затем в некотором отдалении рассаживались на полу, объединившись по двое или по трое. На этом группа закончила свое представление.
В последовавшей после этого фазе рефлексии участники остальных двух групп много раз спрашивали: не был ли прообразом короля капитан их группы и не выражало ли все это представление ее властное отношение к группе? На это группа возражала, что, хотя темой их спектакля и была власть, но ни в коем случае речь не шла о капитане как носительнице этой власти. Собственно говоря, при этом мог подразумеваться любой из членов группы. Хотя группа таким образом демонстрировала свою зависимость от того, кто обладал чем-то, чего были лишены другие, она (группа) на этой стадии группового процесса еще не смогла увидеть взаимосвязь представлений о групповом процессе и групповой реальности, не говоря уже о рефлексии участниками группы этой взаимосвязи.
Второму сценическому представлению этой группы в последний вечер данного семинара, т. е. двумя днями позже, предшествовали сообщения или представления остальных двух групп которые якобы подготавливали “ключевые роли” для представления той группы, о которой я пишу. Снова всем трем группам было дано задание подготовиться уже знакомым образом к пленуму без участия их капитанов. Но одна из групп к началу пленума сообщила, что участники были вынуждены разрешать в группе столь мощный конфликт между двумя мужчинами, что на это ушло все время, предназначенное для подготовки. После того как это сообщение было молча принято к сведению, вторая группа начала представление заседания “Генеральной ассамблеи”, на котором один из участников хотел спланировать и осуществить некую миролюбивую акцию. Представление этой группы закончилось тем, что никто из участников не смог одержать верх, и планирование акции было перенесено на воображаемый новый срок. Капитан этой группы призвал пленум все же еще раз спонтанно проиграть ту же ситуацию всем вместе с целью осуществления на этот раз предложения об акции мира. Тотчас же из третьей группы на середину вышел участник, игравший в прошлом представлении короля. И он попытался вместе с другим вызвавшимся для этого участником семинара повторить игру и достичь успеха при планировании этой акции. Ни слова не прозвучало о том, что одна группа не подготовилась совсем, ни слова — об участниках третьей группы, которые еще не смогли представить подготовленную ими сцену, и по лицам которых можно было увидеть, что они были этим обижены.
Когда время, отведенное для пленума, уже почти подходило к концу, вмешался другой капитан, сказав, что представления на протяжении пленума отразили актуальную ситуацию пленарной группы: нечто важное должно быть перенесено на новый срок. Участники проявили чуткость к его словам и начали расспрашивать первую группу о конфликте между двумя мужчинами. Выяснилось, что речь между ними шла о женщинах, были брошены слова “петушиный бой”. Но группа не смогла дать удовлетворительного ответа на вопрос, как могло так получиться, что они смогли в отсутствие капитана переработать столь серьезный конфликт, причем сделать это даже удачно, хотя все остальные исходили из того, что дискуссия о таком сложном конфликте могла быть осуществлена только с участием капитана. Выяснилось также, что в этом конфликте в первой группе затрагивались и отношения с капиталом, касающиеся власти. Но почему эта тема была вытеснена на пленуме обсуждением “акции мира”, которую представила вторая группа?
За 5 мин до конца пленума кому-то из участников в голову пришла мысль, что “ключ” к этой проблеме должен быть скрыт в спектакле третьей группы, которая, хотя и предприняла попытку символического осуществления своего намерения в лице короля, до сих пор не настаивала на демонстрации своего представления. Все сошлись на том, чтобы посмотреть игру этой группы, а предусмотренную для заседаний в малых группах вечернюю фазу семинара посвятить продолжению пленарного заседания. На нем третья группа представила, хотя и после некоторых возражений (так как все ее члены были действительно обижены тем, что их так “прокатили”), следующую сцену. Вечеринка в классе. Одна парочка, ласкаясь, сидит на одном стуле, и, что примечательно, это король и одна из участниц пленума, остальные ученики скучают вокруг. Классный руководитель, ободряя всех, проходит через воображаемый класс. Затем входит учительница. Она приходит в ужас при виде тискающейся парочки и требует от классного руководителя срочно вмешаться. Тот пытается ее успокоить, но она все равно направляется к директору. Директор приходит и разгоняет парочку, а вместе с ней и всю вечеринку.
В последовавшей за представлением фазе рефлексии бурно говорилось о взаимоотношении власти и сексуальности, авторитета и отношений мужчины и женщины. Были высказаны фантазии о желанных отношениях с капитанами и между самими участниками, и вместе с этим вдруг стала очевидной и рефлексируемой некоторая общая тенденция всего хода семинара — зависимость отношений в группе от личности капитана. Со стороны это выглядело так, как будто бы во всех группах “вскрывались гнойнички”. Вот и все, что касается этих двух сцен из группового процесса одной из учительских групп. Теперь я перейду к третьему разделу моих рассуждений — к интерпретациям и теоретической классификации.
Интерпретации
Я выбрал именно эти две сцены, потому что они характеризуют собой две узловые точки в процессе переработки фантазий о власти и зависимости, которые являются типичными для всякого группового процесса. В самом начале взаимоотношений между руководителем группы и ее членами существует экстремальная зависимость, побуждающая участников в своих фантазиях сверх меры возвышать руководителя. Руководитель обладает всей мудростью мира и властью как бы по ложечке передавать эту мудрость участникам (Р. Е. Slater, 1970). Даже если с самого начала на таких семинарах сообщить всем участникам, что знание находится в них самих, то в их фантазиях ничего не изменится. В первой описанной мною сцене участники, очевидно, оказались по отношению к капитану в позиции маленьких детей, исходя из которой они должны затем вспомнить о своих собственных силах. Образ короля указывает на двойственную позицию — властителя и защитника. Затрагивание его авторитета на ранней стадии процесса (например, разочарование по поводу того, что капитан не оправдывает их ожиданий на самом деле) может обладать в силу этого в высшей степени пугающим воздействием.
Вполне объяснимо, что группа на этой стадии может легко “переполниться” такими архаическими чувствами, как холодность, покинутость, ярость и ненависть. Такие чувства проявляются в перенесении на других участников (королем потенциально может быть любой другой участник группы), которые как замещающие капитана могут привлекаться при этом к ответственности, наказываться или даже изгоняться, т. е. выбрасываться из группы. Работоспособность группы на этой стадии невысока, И поэтому понятно, почему говорят о “подстегивающем предупреждении” для создания в группах благоприятной учебной атмосферы. Для меня же важно подчеркнуть в этой связи, что от авторитета руководителя зависит выявление на этой стадии “козла отпущения”, и далее, сможет ли он удержать предполагаемого аутсайдера, а удержав, рассмотреть работу в группе в связи со своей ролью.
Вторая сцена показывает более позднюю стадию группового процесса, в которой взаимодействие с авторитетом руководителя связывается с сексуальными фантазиями и желаниями. Он является самой предпочтительной фигурой как партнер и самым опасным конкурентом. И он, похоже, основывает свою власть на вытеснении открытых парных отношений в группе. Директор, разгоняющий обнимающуюся пару (в то время как классный руководитель это допускает), и “петушиный бой” в другой группе в отсутствие капитана служат тому доказательством. До чего бы мы дошли, если бы руководитель группы открыто разрешил подобные отношения в парах? Но может ли он в своих фантазиях не считаться с возможностью самому оказаться в чьем-то распоряжении и испытать свою привлекательность, т. е. свою “потенцию”, заключающуюся не только в социальной роли?
Так же как способы обращения с потребностью в защите, способы обращения с сексуальными фантазиями являются важным средством поддержания равновесия и структур власти. Прекращение этих фантазий, вероятно, возможно лишь тогда, когда они становятся доступными для обсуждения и переработки, но и это возможно лишь после того, как возникнут условия, позволяющие прояснить как личность, так и роль руководителя группы. Именно это является преимущественной целью семинаров повышения квалификации учителей описанного здесь типа. Так, капитан упомянутой группы записала в своем отчете о семинаре: “В...заключительном обсуждении почти все участники назвали в качестве самого важного приобретенного ими на этой неделе опыта то, что именно поиски сближения со мной или с другими участниками и любезничание стоили иногда больших затрат энергии, но самым важным переживанием было собственное умение отграничиваться, самоопределяться. Т. е. не только допускать, чтобы другие управляли тобой, но и иметь мужество настаивать на том, чего, собственно говоря, хочешь ты сам, добиваться в какой-то мере этого и чувствовать себя при этом хорошо. Все были рады вместо пугающего опыта осуждения и изгнания получить большее уважение со стороны других участников группы, чем то, которым обычно ты сам удостаиваешь свою персону” (U. Koester, 1983, S. 11).
Исследование Дитера Зандера, изучавшего психические процессы в малых группах, показывает, что имевшиеся здесь отдельные фазы группового процесса типичны не только для учителей. Согласно этому исследованию, в ходе всех описанных им процессов в группах наступала более или менее четко выраженная так называемая преэдипова фаза, в которой от руководителя группы требовались защита и забота, а в следующей за ней эдиповой фазе на передний план выступало взаимодействие с руководителем как с любимым, но одновременно опасным человеком. На рефлексивно-интеракциональном уровне поведения в группах руководитель в конце концов становился членом группы, обладавшим особыми знаниями внутри группы: “Участники группы сталкиваются с этими реальными, устанавливаемыми и имеющими место в конкретных групповых ситуациях аспектами роли руководителя группы в рефлексивно-интеракциональной плоскости поведения и, как следствие, вытесняют из сферы реальных взаимодействий связанные с руководителем группы фантазии на тему образа своих родителей... На межличностном уровне взаимодействий отношения участников друг к другу отличаются тем, что здесь постепенно выкристаллизовывается, кто, что и от кого ожидает и как участвующие обмениваются этой информацией между собой. Руководитель группы тоже включается в эти размышления...” (D. Sandner, 1978, S. 175).
Выработать в группе в полном смысле этого слова партнерские отношения с ее руководителем, с точки зрения Занднера, можно лишь тогда, когда в преэдиповой фазе руководитель группы обладает способностью допускать и выдерживать архаические страхи, оказывается способным на эдиповом уровне развития группового процесса выдерживать нападки на себя самого и падение своей центральной роли и, в конце концов, в рефлексивно-интеракциональной плоскости оказывается в состоянии непосредственно раскрывать перед группой свою личность и вносить вклад в прояснение своей роли. На основе этого структурирования групповых процессов Занднер приходит к выводу, что руководители исследовавшихся им групп (Телен, Слэтер, Гиббард, Хартмэн и Беннис) не достигали интеракционально-рефлексивного статуса, т. е. пытались зафиксировать группу на том или ином уровне (оставаясь по-матерински заботящейся фигурой или авторитетом, вызывающим во всех страх). К подобным результатам в оценке поведения руководителей учительских групп приходит и Вальтер Гире, очень наглядно описывающий стадии, через которые “проходят” руководители групп: “Добродушный тренер, который все понимает; тренер как детектив, расследующий терапевтические случаи; тренер как распорядитель и арбитр игр” (W. Giere, 1981, S. 167).
Осознание этого факта, хотя и не является специфичным, все же имеет для руководителей групп особую взрывную силу. Ведь обычно им приходится в одиночку перерабатывать фантазии о власти и зависимости, перенесенные на их личность. В структуре
школьных отношений эти фантазии основаны на традиционных структурах зависимости и власти, например, в их классе. Кроме того, учителя не могут для самих себя переработать свои фантазии, связанные с проблемой авторитета без прояснения своей позиции по отношению к предписаниям и бюрократии. Но это, в свою очередь, невозможно до тех пор, пока они вынуждены использовать вытекающие из этих предписаний структуры зависимости, в которых они находятся сами, для поддержания своей власти в классе. Винфрид Мюнх. показывает на примере впечатляющего описания одного случая на учительской группе супервидения, как фантазии об авторитете самого учителя, связанные с авторитетом его отца и с его отношениями с директором, были переработаны лишь во взаимодействии с авторитетом супервизора (W. Munch, 1981).
Если при работе с детьми более младшего возраста эта дилемма еще не является столь четкой (реальная зависимость детей от взрослых еще слишком велика), то в вопросе партнерства у старших школьников возникает острая необходимость иметь собственную позицию: у них уже не может быть затушевано противоречие между стремлением к партнерским отношениям и к роли авторитетной фигуры.
В заключение несколько мыслей по поводу переноса учебного опыта, приобретенного на семинарах повышения квалификации учителей. Если проблематика авторитета и власти в группах лучше всего может быть понята с помощью групподинамических и группоаналитических методов, то в вопросе о возможности переноса опыта малых групп на школьную реальность вскрывается одно решающее отличие: в группах взрослых, в данном случае учителей, проблематика авторитета может быть переработана благодаря регрессии (на преэдиповой фазе группового процесса) и прогрессии (на интеракционально-рефлексивной фазе), т. е. с помощью регрессии на оставшуюся еще в его личности детскость и прогрессии на уровне “перерезания пуповины”, связывающей каждого отдельного участника с группой и с ее руководителем. В детских коллективах, особенно состоящих из детей младшего возраста, велика реальная зависимость от учителя (Н. Bruck, 1979). В процессе своего развития дети ориентируются на образец, дающий им возможность идентификации или отграничения. Учитель же имеет над ними власть взрослого, в том числе и вследствие того, что он ставит ученикам отметки.
В то время как власть руководителя во взрослых группах вытекает из возрождения детских фантазий о бессилии у участников, “преимущества” учителя перед своими учениками являются вполне реальными. Но это все же не означает, что учителю было бы достаточно лишь этого преимущества и социальных гарантий его авторитета, чтобы обеспечивать незыблемость своего положения в группе учеников. Если он покажет себя личностно слабым, то на него обрушится вся ярость группы, так как он уже не сможет предоставить ту защиту, которую дети требуют от взрослых. Ульрика Кестер, видя это как учительница, описывает этот процесс так: “Я вижу перед собой следующую картину: дети до тех пор спокойно играют, пока их матери находятся неподалеку. С ужасом я вдруг осознаю, какое неизмеримо большое значение я имею для этих первоклассников, насколько зависимы они в отношениях со мной или в моих с ними. На меня словно бы обрушивается гора требований и потребностей, встающих предо мной, персонифицировавшись внезапно в этом 21 ребенке. Если я настолько значима для этих детей, то какими возможностями власти над ними я располагаю? Это ужасает меня. Я вспоминаю о своей первой учительнице в 1 классе. Да, она действительно имела кое-какую “власть” надо мной: я не хотела идти в школу, если чувствовала, что она меня осуждает. Я многое делала для того, чтобы она относилась ко мне хорошо, я плакала, когда она уходила. Я с трудом могу выдержать это представление о “власти”, ведь с “властью” учителя как педагоги, и тем более учителя начальной школы, не имеют ничего общего!”
(U. Koester, 1981, S. 47).
По-видимому, можно согласиться с Занднером относительно обоих типов групп, т. е. групп, состоящих из взрослых или из детей, что руководитель группы или учитель лишь постольку может способствовать развитию группы, поскольку он оказывается в состоянии ставить вопрос о собственной компетентности или же о своем бессилии в решении актуальных для группы проблем. То есть вопрос о том, “...какую психосоциальную компетентность он сам имеет в области тех специфических проблем, которые возникают в самых различных аспектах его деятельности с группой” (D. Sandner, 1978, S. 150).
В заключение остается отметить, что проблема авторитета уже несколько лет не обсуждается общественностью, как это было еще в конце 60-х гг. Так, Эдит Вольф-Хюппауфф пишет, что, начиная с 1975—1976 гг., можно говорить о бросающейся в глаза пассивности участников семинаров повышения квалификации учителей, даже о так называемых тихих участниках: “Наиболее бросающимся в глаза выражением этих изменений был отказ от открытых и требовательных поисков путей изменения школьных будней. Вместо них на передний план выступили поиски утешения, защиты, освобождения от гнетущих и чрезмерно требовательных повседневных условий. Это изменение означает не полный отказ от реформистских педагогических целей, а сдвиг с оптимистического порыва к удручающему сетованию на сложности конкретных деталей” (Е. Wolf-Huppauff. 1979, S. 7).
Все это, конечно же, не случайно, а находится в тесной взаимосвязи с сегодняшней профессиональной ситуацией учителей. Условиями для этих процессов могли послужить не только прекращение нововведений и усталость от реформ, но и обескураживающий опыт бесплодности направленных на изменения школьной системы усилий, начиная с конца 70-х гг.
Страх в школе
Нижеследующий доклад я прочитал во время педагогической конференции в гимназии одного из городков земли, Гессен, К этой конференции и к этой теме удалось прийти после того, как небольшая группа молодых учителей. пригласивших меня для доклада, смогла подвигнуть директора на то. чтобы предоставить возможность всем участникам (около 120 учителей” поговорить о педагогических проблемах. Группе учителей ближе всего оказалась тема страха, так как она частично представляла и их собственную проблему в отношении директора, которого они воспринимали как весьма авторитарного человека. Этот доклад состоялся за неделю до летних каникул.
Я рад, что получил приглашение на вашу педагогическую конференцию “Страх в школе”. Вместе с тем я все-таки испытываю некоторую нерешительность, когда думаю о моменте, в который вы обратились к этой теме, и о способе, которым вы меня пригласили. Ибо что могла означать организация педагогической конференции на тему страха, когда только что прошла выпускная сессия, которая, собственно, и есть проявление темы школьного страха. а впереди — столь длинные каникулы?
Чтобы лучше понять эту ситуацию, я попытался представить себя на месте того учителя, который, грубо говоря, только что пережил стресс, связанный с выпускной сессией, который скоро освободится от ежедневной школьной борьбы и при этом должен что-то представить на тему “Страх в школе”. Как участник такой конференции, я мог бы сейчас полностью отключиться, томительно ожидая, пока все кончится, и втайне ругая тех, кто втянул меня в подобную историю. Но я мог бы воспользоваться случаем и не позволить себе пребывать в пассивном ожидании, невзирая на страх остальных, которые предлагают мне в качестве помощи и защиты еще одного докладчика. Я мог бы проверить, что скрывается для меня в этой теме, и это было бы возможностью вступить с этими людьми в дискуссию, причем в такой форме, которая могла бы вызвать не больше страха, чем моя пассивность.
Прежде чем перейти к освещению темы, я хотел бы оговориться, что понятие “страх” будет использоваться мной в качестве общего термина для самых различных форм проявления и выражения страха, и что я буду говорить о ситуациях, которые каждый переживает несколько иначе, чем все остальные, в которых одни не рискуют, а других охватывает паника, в которых одни чувствуют себя неуверенными, а у других сердце выскакивает из груди, в которых одни испытывают ужас, а другие - сильные боли в животе. Таким образом, я буду затрагивать весь диапазон шкалы оттенков чувства страха, которые редко оказываются одинаковым и для двух разных людей в одной и той же ситуации.