Как неприязнь влияет лично на меня

Н Е П Р И Я З Н Ь

Введение: история о монахах

Однажды два японских монаха брели по дороге. После проливного дождя, прошедшего накануне, на дороге остались огромные лужи, так что им приходилось продвигаться с большой осторожностью. Добравшись до перепутья, украшенного лужей особо крупных размеров, они заметили молодую женщину в белом шелковом кимоно, остановившуюся у края воды. Было очевидно, что преодолеть эту преграду, не испортив свой наряд, ей не удастся.

Один из монахов спросил, не нужна ли ей помощь? Та ответила – «да». Тогда монах взял её на руки и перенёс на другую сторону грязной лужи. Женщина поблагодарила его и продолжила свой путь. Монахи пошли дальше, но уже не было между ними дружеского согласия. Второй монах отказывался разговаривать с первым. Остаток пути прошел в тягостном молчании. Но вот к вечеру они добрались до храмового приюта – цели своего путешествия. И только тогда, ткнув своего друга пальцем, второй монах грозно спросил: «Зачем ты сделал это?».

Первый монах ответил: «Ты о чём?».

«Не строй из себя идиота, - отрезал второй,- ты знаешь, о чём я говорю. Ты не хуже меня знаешь, что нам, монахам, нельзя иметь дело с женщинами, особенно с такими привлекательными и молодыми, как та, которую ты перенес через лужу там, на перепутье. Скажи мне, почему ты сделал это? зачем ты взял её на руки?».

Первый монах помолчал с минуту, пожал плечами и ответил: «Я уже давно поставил её на землю. А ты, похоже, всё ещё продолжаешь нести её».

 

В этом рассказе ставится проблема, очевидная с первого взгляда: что (или кого) мы продолжаем нести всю дорогу?

Название этой проблемы – неприязнь.

 

В «Большой Книге Анонимных Алкоголиков» неприязнь называется «врагом номер один». Неприязнь – основной враг людей с химической зависимостью и главная причина срывов. В целом, неприязнь – проблема многих людей, а не только химически зависимых. Если проанализировать любую проблему, возникающую между людьми, Вы, скорее всего, обнаружите, что в её основе скрывается неприязнь. Неприязнь – это обычная проблема для любого человека, и подчас довольно суровая.

Значение слова неприязнь понимается в этой книжке, как постоянно возобновляемые чувства обиды и злости, как определённое психологическое состояние. Одно дело – испытывать гнев по какому-либо поводу. Совсем другое – снова и снова проигрывать в воображении какую-либо сцену или разговор, снова и снова переживая боль и обиду.

Конечно, гнев является одной из составляющих в эмоциональной структуре человека. Гнев может быть непосредственной и адекватной реакцией здорового человека. Но ничего хорошего не скажешь о «застарелой злобе» или неприязни. Неприязнь лишена положительных характеристик, это просто разрушительная, деструктивная эмоция.

 

Что есть неприязнь?

 

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что неприязнь сродни наркотику? Предавшись этому чувству, можно привести себя в состояние крайнего возбуждения. Вы начинаете вспоминать чьи-то слова или поступки, «о, как они не справедливы по отношению к Вам!». Воспоминание об этих событиях вызывает прилив эмоций. Переживание прошлых обид «поднимает Ваше настроение».

В состоянии неприязни люди так же находят оправдание своих поступков. Таким способом люди оправдывают себя и повышают чувство собственного достоинства. Люди, подверженные чувству неприязни, всегда считают себя правыми. Полностью сосредоточившись на обиде, нанесенной им однажды, они слышат голос из подсознания, нашептывающий им: «Я бы никогда такого им не сделал». Принижая таким образом своего оппонента, они возносят себя на воздвигнутый самим себе пьедестал. Концентрируя своё внимание на недостатках других (реальных или воображаемых), они не замечают своих.

Когда мы ненавидим, мы не даем воли чувствам боли и гнева. Неприязнь – это наше нежелание признавать того, кто причинил нам зло, или принимать общественные институты, которые проявляют по отношению к нам несправедливость. Борьба против такого восприятия лежит в основе нашего чувства неприязни. Наше нежелание видеть людей такими, какие они есть, наш отказ оставить всё в прошлом – всё это служит питательной средой для неприязни, и постоянно угрожает нашему душевному спокойствию.

Более того, мы сами становимся жертвой своей неприязни. Кто-то однажды сказал, что мы управляем собой тогда, когда испытываем неприязнь. Мы думаем, что, продолжая стойко переживать боль, нанесённую нам в прошлом, мы сможем избавиться от неё в будущем.

Но мы не управляем собой. В самом деле, неприязнь – это явный признак всякого контроля. Мы мучаемся воспоминаниями прошлого, реальными или воображаемыми. Мы можем испытывать неприязнь к человеку, который возможно, уже и не помнит нанесённом нам оскорблении. И тогда мы оказываемся в безвыходном положении – наедине со своей неприязнью.

Несмотря на очевидную опасность, неприязнь может стать для нас привычной повседневностью, наезженной колеей, куда мы будем скатываться снова и снова. Эта колея может стать духовной проблемой для выздоравливающих, так как неприязнь преграждает нам путь к Высшей Силе, семье, друзьям и сослуживцам. Неприязнь лишает нас наслаждения жизнью. Но самое главное – это то, что она представляет угрозу нашему душевному спокойствию и способности здраво мыслить. Мы вправе хранить неприязнь, однако цена этому весьма высока. Как сказано в Большой Книге, неприязнь – роскошь, которую мы не можем себе позволить.

 

Как неприязнь влияет лично на меня.

 

Если мы хотим душевного спокойствия, если мы хотим освободиться от химической зависимости, тогда неприязнь будет для нас непозволительной роскошью. Вот как я научился понимать истинную суть неприязни.

 

Гроздья гнева моего отца

Несколько лет назад мой отец лечился от алкоголизма. Когда он находился в лечебнице, моя мать сказала ему: «Я больше не хочу жить с твоим гневом. Тебе нужно научиться сдерживать себя, пока ты находишься здесь на лечении. Своё раздражение ты должен оставить здесь. Я же его больше терпеть не намерена».

Моя мать имела в виду не обычную раздражительность отца, которую он высказывал, когда ему было что-то не по душе. Она говорила о его неприязни, его гроздьях гнева.

Вспоминая детство, я помню своего отца вечно сердитым м раздражённым. Он был похож на действующий вулкан, всегда готовый взорваться. Он не хотел или не мог забыть прежнюю боль, не мог простить давние обиды. Для него не имело значения, как долго длится его неприязнь: два дня, два года или двадцать лет. Он лелеял её. Он поддерживал костер своего гнева.

Кто бы ни обидел отца или если ему это лишь казалось (для него не было никакой разницы), он давал волю своей неприязни. С годами он превратился в замкнутого опасного человека. Неприязнь сжигала его изнутри. В итоге он оттолкнул от себя всю семью, а также друзей, какие у него только были, и только потому, что не мог избавиться от неприязни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: