В общеобразовательных учреждениях

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет важное значение, так как является базой всех ступеней текущего планирования. Оно сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др. Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов.

В годовом плане важно отразить весь перечень программного материала: знания о физической культуре, практические умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся, примерные сроки, требуемые для этих целей.

Планирование знаний по физической культуре способствует прочному овладению программным материалом, полному его осмыслению и углублению. Овладению двигательными навыками предшествует усвоение теоретических основ (знаний) о сущности изучаемых движений, об особенностях техники их выполнения. Те знания, которые непосредственно не связаны с конкретным программным материалом, рекомендуется запланировать на вводных уроках в начале учебного года или четверти. В плане следует отразить систематическое повторение знаний, особенно методических.

Планирование раздела: способы физкультурной деятельности необходимо осуществлять в тесной связи с планированием двигательных навыков и развитием двигательных способностей. Например, при овладении разделом гимнастики нужно запланировать развитие силовых и скоростно-силовых способностей, а также овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, связанными с использованием гимнастических упражнений.

Планируя практический материал, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, нужно учитывать его сложность. Более сложные упражнения требуют соответственно более продолжительного времени для овладения, а также более частого повторения. Вполне возможно сочетать овладение навыками спортивных игр и отдельных легкоатлетических упражнений. Навыки овладения единоборств можно успешно сочетать с обучением технике гимнастических элементов. При планировании навыков следует учитывать также техническую и физическую подготовленность учащихся.

В тесной взаимосвязи с планированием двигательных навыков и умений необходимо планировать материал по развитию двигательных способностей. Этот материал можно планировать с опережением до овладения навыками, которые требуют преимущественного проявления данных способностей. Например, многие гимнастические упражнения требуют от человека высокой силовой подготовленности, без которой просто невозможно их выполнить. Материал по развитию некоторых физических способностей можно планировать параллельно с осваиваемым двигательным навыком. Например, навык длительного бега целесообразно планировать с воспитанием общей (аэробной) выносливости.

Студенту важно знать, что в государственных программах по физической культуре для учащихся 1-11 классов, на основании которых и осуществляется годовое планирование, указано лишь примерное распределение учебного времени на прохождение разделов программы. В программах не описывается последовательность прохождения школьниками различных практических разделов в течение года.

В зависимости от конкретных климатических и материальных условий учитель физической культуры по согласованию с руководством школы может варьировать последовательность и объем времени, выделенный на различные разделы программы. Например, занятия легкоатлетическими упражнениями в условиях климата средней полосы России можно планировать в более ранние сроки. В снежных районах можно увеличивать время на овладение техникой зимних видов спорта, а в условиях более теплого климата целесообразно больше времени отвести занятиям легкой атлетики на открытом воздухе.

В школе, где в силу местных условий не может быть пройден раздел "Лыжная подготовка", и имеются условия для занятий плаванием, футболом и борьбой, годовая сетка часов для IX класса (юноши) может быть такой: гимнастика - 12, легкая атлетика - 14, футбол - 10, кроссовая подготовка - 10, плавание - 14, элементы единоборств и борьба - 8.

Последовательность действий педагога при разработке годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях:

1. Проанализировать программные требования для каждого класса и сопоставить их с реальными возможностями учеников и условиями занятий.

2. Наметить последовательность прохождения учебного материала в каждом классе в течение года с учетом методических принципов формирования физической культуры календарем районных и городских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

3. Наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году на изучение материала каждого раздела программы, в соответствии с бюджетом времени, т.е. составить "сетку часов".

4. Оформить план-график.

В приложении 2 предлагается вариант годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях для 7 класса.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: