I. Технология годового

С.В. НИКОЛЬСКАЯ, О.Н. ТИТОРОВА

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

 

 

 

Санкт-Петербург


УДК 796.015

Никольская, С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова. - СПб.: изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 94 с.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

 

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, преподавателям, методистам, учителям, изучающим и осуществляющим планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Настоящее пособие призвано помочь будущим и настоящим специалистам оперативно получить информацию по вопросам, возникающим в процессе планирования учебно-воспитательной, физкультурно-массовой и спортивной работы с детьми школьного возраста. В нем освещены актуальные вопросы технологии планирования урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями. В пособии даны образцы методических разработок, которые необходимо составить студентам 3 курса в период прохождения дисциплины «Теория и методика физической культуры в различные периоды жизнедеятельности человека», а также педагогической практики в школе.

 

Табл. 20, библ. 39.

Рецензенты:

Ю.Ф. Курамшин, докт. пед. наук, профессор

(СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

В.И. Попов, канд. пед. наук, доцент

(СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

 

Ó Санкт-Петербургский государственный

университет физической культуры

им. П.Ф. Лесгафта, 2005

Ó С.В. Никольская, О. Н.Титорова, 2005.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………  
1. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………...  
2. ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………..  
3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ………………...  
4. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………...  
5. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……...  
6. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ…………………………………  
7. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ……………………  
8. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ………………  
9. ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ И УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОКАМ В ЧЕТВЕРТИ……………  
10. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ……………………..  
11. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ……………………...  
12. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О СОРЕВНОВАНИИ В ШКОЛЕ………………………………….  
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………  
Приложение 1. Фрагмент общего плана работы по физической культуре в общеобразовательной учреждении………………………    
Приложение 2. Фрагмент годового плана-графика распределения программного материала по предмету «Физическая культура»...    
Приложение 3. Фрагмент поурочного четвертного плана………………….  
Приложение 4. Структура процесса обучения двигательному действию…  
Приложение 5. Образцы формулировок задач………………………………  
Приложение 6. Сценарий спортивного праздника «Озорной мяч» (для 1-3 классов)…………………………...  
Приложение 7. Образец заявки на участие в соревнованиях………………  

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Следовательно, деятельность специалистов в сфере физической культуры характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано и спланировано.

Кроме того, важно отметить, что успешное построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе возможно только в том случае, когда учитель не только ясно понимает современные цели и задачи физического воспитания, но и осуществляет свою деятельность на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Процесс формирования физической культуры у школьников нужно воспринимать как трансляцию общей культуры, а не только как процесс формирования двигательных умений и развития физических качеств.

В связи с вышесказанным, в современном обществе происходит обновление не только содержания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, но и системы подготовки студентов физкультурных вузов к будущей педагогической деятельности. В процессе лекций, семинарских и практических занятий акцент делается на развитие у них творческих способностей специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий. У студентов формируются основы теоретико-методологического мышления, умения и навыки научно-педагогической, научно-исследова-тельской деятельности.

В частности, в процессе изучения студентами курса «Теория и методика физической культуры в различные периоды жизнедеятельности», в период подготовки их к педагогической практике в общеобразовательных учреждениях им предлагается большое количество учебно-исследовательских работ (УИРСов).

Данные задания являются обязательными и зачётными, выполняются всеми студентами в виде самостоятельных письменных работ. Кроме того, методические разработки, которые студенты делают в процессе выполнения учебно-иссле-довательских работ, имеют большое прикладное значение, так как могут быть использованы на педагогической практике в качестве документов планирования.

В данном учебно-методическом пособии изложены предписания, которые предусматривают систему необходимых действий для выполнения каждого УИРСа, и образец оформления задания, а также список рекомендуемой литературы по разделам. Необходимо напомнить, что предписания, изложенные в учебниках и методических указаниях, лишь направляют поиск студента. Успеха при выполнении заданий можно достичь только при творческом, исследовательском подходе к работе. В конце брошюры (в приложении) приводятся примерные документы планирования, которые помогут при выполнении учебно-исследовательской работ и в ходе педагогической практики.


 

I. ТЕХНОЛОГИЯ ГОДОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. План должен:

1. Соответствовать нормативным документам руководящих органов (государственному образовательному стандарту, программе).

2. Учитывать общие принципы формирования физической культуры человека (иметь оздоровительную и прикладную направленность, способствовать гармоничному развитию учащихся).

3. Быть реальным, конкретным и удобным для оперативного изменения (гибкость планирования).

В школе в зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:

· годовое (общий годовой план работы по физическому воспитанию, годовой план-график распределения программного материала по физическому воспитанию);

· четвертное (поурочный четвертной план);

· урочное (конспект или план урока).

 

1.1. Общий годовой план работы по физическому

Воспитанию

Общий план работы по физическому воспитанию (Приложение 1) является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителя директора, врача школы, преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он согласовывается с администрацией школы, чтобы спланированные мероприятия не совпадали по времени с другой деятельностью школьников, и утверждается директором школы.

План включает в себя следующие разделы:

1) организационная работа;

2) учебная работа;

3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеучебное время;

5) агитационно-пропагандистская работа;

6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;

7) хозяйственная работа.

В приложении 1 представлен образец годового плана по физической культуре для общеобразовательных учреждений. На педагогической практике студенты на его основе могут составить свой индивидуальный план.

1.2. Годовой план-график распределения программного материала по предмету «Физическая культура»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: