РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В современной жизни на человека одновременно действует большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых факторов и условий, но количество информации, поступающей к человеку, как правило, превышает его возможности. Адекватность реакции человека в незнакомой ситуации определяется его координационными способностями. Данные способности можно условно разделить на отдельные и комплексные. К числу отдельных собственно-координационных способностей относятся:
· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);
· способность к ориентированию в пространстве;
· способность к сохранению равновесия (динамического, статического);
· способность к соединению движений;
· способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации;
· способность к выполнению задания в заданном ритме;
· способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
|
|
· способность к рациональному расслаблению мышц.
Комплексные координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности. Например, для тенниса комплексной координационной способностью является способность ориентироваться в пространстве, управлять временем двигательной реакции, дифференцировать различные параметры движения, быстро и адекватно перестраивать движения, сохранять равновесие. Для фехтования – способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению движений, чувству дистанции. Для спортивной гимнастики – способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму.
Определить уровень развития координационных способностей можно как по единичным качественным характеристикам (адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность решения двигательной задачи), так и по единичным количественным характеристикам (точность, скорость, экономичность, стабильность действий). В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных действий, предъявляющие повышенные требования к координационным способностям человека.
Важно подчеркнуть, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:
1. Функциональными возможностями сенсорных систем организма (сенсорные способности).
2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).
|
|
3. Возможностью человека точно и быстро воспринимать, перерабатывать и принимать адекватное решение в процессе двигательной деятельности (психодинамические способности).
Для более глубокого изучения методики развития координационных способностей у детей школьного возраста на семинарских и практических занятиях студенты устно (по командам) составляют методические разработки развития психодинамических, сенсорных способностей, а также комплексных форм проявления координационных способностей. В процессе выполнения домашнего задания студент выбирает или психодинамические, или сенсорные, или комплексные координационные способности, и по ним оформляет в письменном виде программу по представленным ниже образцам (УИРСы 4.1., 4.2., 4.3.).