Сенсорных способностей
Координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений, и они в значительной мере зависят от функционального состояния сенсорных систем организма (анализаторов).
Выделяют следующие сенсорные способности:
· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);
· способность к ориентированию в пространстве;
· способность к равновесию;
· способность к выполнению заданий в заданном ритме;
· способность к управлению временем двигательных реакций;
· способность к рациональному расслаблению мышц.
Виды и свойства сенсорных систем
Зрительная система
Свойства:
· способность различать формы, размеры, цвета предметов;
· способность определять расположение объектов в пространстве;
· периферическое зрение.
Слуховая система
Свойства:
· способность различать звуки по силе (громкости);
· способность различать звуки по тембру (оттенку);
|
|
· способность различать звуки по направлению и расстоянию до их источника.
Вестибулярная система
Свойства:
· реагировать на ускорение;
· реагировать на влияние центробежной силы;
· реагировать на изменение направления силы тяжести.
Двигательная система
Свойства:
· способность к регуляции мышечного тонуса;
· способность к определению положения тела и частей тела в пространстве;
· способность добиваться нужного соотношения величины ответной реакции.
Факторы, отрицательно влияющие на уровень развития сенсорных способностей:
1. Недостаточный уровень развития свойств сенсорных систем.
2. Недостаточный уровень развития собственно-координационных способностей.
3. Отрицательное физическое состояние (утомление, травма, предболезненное состояние).
4. Неадекватное психическое состояние (стресс, сильные положительные эмоции).
5. Отрицательные внешние факторы (шум, плохое освещение, удаленность от цели и т.д.).
6. Высокая координационная сложность физического упражнения.
Последовательность действий студента при разработке
программы развития сенсорных способностей:
1. Из плана-графика (УИРС №1) выписать общую задачу.
2. Определить свойства сенсорных систем, которые нужно совершенствовать.
3. Проанализировать и оценить все существенные факторы, которые могут прямо или косвенно отрицательно сказаться на качестве работы сенсорных систем в процессе двигательной деятельности.
4. Выбрать способы измерения исходного и достигнутого уровня развития данного вида способностей, критерии оценки.
5. Определить количественные требования.
|
|
6. Определить сенсорные способности, позволяющие нейтрализовать воздействие отрицательных факторов.
7. Определить частные задачи.
8. Определить средства и методы адекватные частным задачам.
9. Определить количество занятий, на которых будет осуществляться развитие данной способности.
10.Составить программу по следующей форме.
Учебно-исследовательская работа №4.1.