Как фактор развития личности

М. В. Башкин

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов,

 

обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование

 

 

Ярославль

 

ЯрГУ

 


УДК 159.9:37(075) ББК Ю984.0я73 Б33

 

Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета

 

в качестве учебного издания. План 2014 года.

 

Рецензенты:

 

О. В. Тихомирова, кандидат педагогических наук; кафедра гуманитарных дисциплин ГОУ Ярославской области «Институт развития образования»

 

Башкин, Михаил Валерьевич.

 

Б33 Формирование психологически комфортной и безо-пасной образовательной среды ����������������������������:учеб.пособие/М.В.Баш-кин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль:

 

ЯрГУ, 2014. — 108 с. ISBN 978-5-8397-0991-1

 

В пособии рассмотрены теоретические и практиче­-ские проблемы образовательной среды и педагогического­ процесса. Проведен анализ современных научных подхо-дов к конструированию образователь­­ного пространства. Выявлены особенности и технология­ реализации здо-ровьесберегающих технологий в образовании. Показана специфика педагогических­ конфликтов и конфликтной компетентности участников­ образовательного процес-са. Обоснованы уровни, критерии и показатели сфор-мированности конфликтной­ компетентности педагога.

 

Предназначено для студентов, обучающихся по на­ правлению 050400.68 Психолого-педагогическое обра­ зование (дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», цикл М2), очной формы обучения.

 

УДК 159.9:37(075) ББК Ю984.0я73

 

ISBN 978-5-8397-0991-1 © ЯрГУ, 2014


Введение

 

На современном этапе развития российская система образо-вания находится в состоянии глубоких преобразований. Требова-ния к построению системы образования ставят образовательные учреждения перед необходимостью поиска модели инновационной деятельности, полностью отвечающей гуманистическим образо-вательным целям. Такой моделью может являться инновацион-ная деятельность по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

 

Психологическая безопасность является одним из главных условий, обеспечивающих гармоничное личностное развитие всех участников образовательного процесса. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности. Важным механизмом формирования психоло-гической безопасности является обучение участников образова-тельного процесса общению, свободному от проявления психо-логического насилия.

 

Необходимость инновационных образовательных процессов привела к постановке перед практическими психологами таких важных профессиональных задач, как проектирование, сопрово-ждение и мониторинг образовательной среды. Автором рассмо-трены основные современные научные подходы к вопросу кон-струирования образовательного пространства.

 

В современной педагогической и психологической литера-туре все чаще поднимаются вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры человека. Школьное обуче-ние оказывает значительное влияние на состояние здоровья детей. Особую актуальность приобретает разработка и реализация в об-разовательной практике школ здоровьесберегающих технологий. В учебном пособии выявлены особенности и определены механиз-мы реализации здоровьесберегающих технологий в образовании.

 

Современная ситуация в системе образования характери-зуется наличием большого количества конфликтов, имеющих прежде всего объективные причины. Диверсификация системы


 


образования, наличие различных культур и моделей образова-тельных структур можно отнести к внутренним объективным причинам возникновения конфликтов. Внешние по отношению к самой системе образования причины роста конфликтов заклю-чены в трансформации общества и сопутствующих этому про-цессу явлениях общественной жизни.

 

Автором пособия представлена технология формирования конфликтной компетентности педагогов, эмпирически обосно-ваны уровни, критерии и показатели сформированности данной компетентности учителей.

 

Глава 1. Образовательная среда

 

 

как фактор развития личности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: