М. В. Башкин
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Учебное пособие
Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование
Ярославль
ЯрГУ
УДК 159.9:37(075) ББК Ю984.0я73 Б33
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2014 года.
Рецензенты:
О. В. Тихомирова, кандидат педагогических наук; кафедра гуманитарных дисциплин ГОУ Ярославской области «Институт развития образования»
Башкин, Михаил Валерьевич.
Б33 Формирование психологически комфортной и безо-пасной образовательной среды ����������������������������:учеб.пособие/М.В.Баш-кин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль:
ЯрГУ, 2014. — 108 с. ISBN 978-5-8397-0991-1
В пособии рассмотрены теоретические и практиче-ские проблемы образовательной среды и педагогического процесса. Проведен анализ современных научных подхо-дов к конструированию образовательного пространства. Выявлены особенности и технология реализации здо-ровьесберегающих технологий в образовании. Показана специфика педагогических конфликтов и конфликтной компетентности участников образовательного процес-са. Обоснованы уровни, критерии и показатели сфор-мированности конфликтной компетентности педагога.
|
|
Предназначено для студентов, обучающихся по на правлению 050400.68 Психолого-педагогическое обра зование (дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», цикл М2), очной формы обучения.
УДК 159.9:37(075) ББК Ю984.0я73
ISBN 978-5-8397-0991-1 © ЯрГУ, 2014
Введение
На современном этапе развития российская система образо-вания находится в состоянии глубоких преобразований. Требова-ния к построению системы образования ставят образовательные учреждения перед необходимостью поиска модели инновационной деятельности, полностью отвечающей гуманистическим образо-вательным целям. Такой моделью может являться инновацион-ная деятельность по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
Психологическая безопасность является одним из главных условий, обеспечивающих гармоничное личностное развитие всех участников образовательного процесса. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности. Важным механизмом формирования психоло-гической безопасности является обучение участников образова-тельного процесса общению, свободному от проявления психо-логического насилия.
|
|
Необходимость инновационных образовательных процессов привела к постановке перед практическими психологами таких важных профессиональных задач, как проектирование, сопрово-ждение и мониторинг образовательной среды. Автором рассмо-трены основные современные научные подходы к вопросу кон-струирования образовательного пространства.
В современной педагогической и психологической литера-туре все чаще поднимаются вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры человека. Школьное обуче-ние оказывает значительное влияние на состояние здоровья детей. Особую актуальность приобретает разработка и реализация в об-разовательной практике школ здоровьесберегающих технологий. В учебном пособии выявлены особенности и определены механиз-мы реализации здоровьесберегающих технологий в образовании.
Современная ситуация в системе образования характери-зуется наличием большого количества конфликтов, имеющих прежде всего объективные причины. Диверсификация системы
образования, наличие различных культур и моделей образова-тельных структур можно отнести к внутренним объективным причинам возникновения конфликтов. Внешние по отношению к самой системе образования причины роста конфликтов заклю-чены в трансформации общества и сопутствующих этому про-цессу явлениях общественной жизни.
Автором пособия представлена технология формирования конфликтной компетентности педагогов, эмпирически обосно-ваны уровни, критерии и показатели сформированности данной компетентности учителей.
Глава 1. Образовательная среда
как фактор развития личности