Методика и пример выполнения задания

Для расположения дороги между опорными пунктами А и Б на карте необходимо:

а) провести между опорными пунктами прямую (воздуш­ную линию);

б) изучить все препятствия, которые встречаются на пути воздушной линии (реки, озера, пруды, болота, овраги, плантации ценных насаждений, автомобильные и железные доро­ги, населенные пункты, участки местности с очень большими уклонами и т. д.);

в) установить возможность пересечения или обхода пре­пятствия;

г) наметить в виде ломаной линии трассу дороги с наи­меньшим отклонением от воздушной линии. Обозначить вели­чину и номер каждого угла поворота. Угол поворота измеряется транспортиром между продолжением трассы и новым ее
направлением. Дорога должна трассироваться так, чтобы по
возможности не занимать ценных сельскохозяйственных уго­дий;

д) в углы поворота трассы (точнее, в смежные углы) вписать горизонтальные круговые кривые. Радиус кривой на­значается в зависимости от ситуаций и рельефа, но не мень­ше указанного в таблице 2. По возможности следует прини­мать большие радиусы в целях улучшения эксплуатационных показателей дороги. На примыканиях к существующим доро­гам и в случаях, когда дорога трассируется по границам по­лей, рекомендуется принимать наименьшие радиусы;

е) разбить пикетаж. Пикетаж разбивается для установле­ния положения на карте любой точки трассы и определения длины дороги от А к Б. Номера.пикетов указывают через каждые 100 м по прямым и кривым участкам трассы, начи­ная с нулевого пикета <в начальной точке А; на 'каждом деся­том пикете указывается километровый знак.

Элементы горизонтальных круговых кривых (рис. 3.8) (Т—тангенс, К—длина кривой, Б—биссектриса, Д—домер)

Рис. 3.8. Схема круговой кривой на повороте трассы

определяют по специальным таблицам [9] или подсчитыва­ют по следующим формулам:

 

 

где 7? радиус круговой кривой, м; а — угол поворота в градусах.

Для установления пикетажного значения начала кривой (НК) необходимо из пикетажного значения вершины утла по­ворота трассы (ВУ) вычесть длину тангенса (Т). Пикетаж­ное значение конца кривой (КК) получится, если к пикетаж­ному значению НК прибавить длину кривой (К) или к пике­тажному значению ВУ прибавить тангенс и вычесть домер, что является проверкой вычислений.

Следует обратить внимание на то» что пикетаж разбива­ется по круговой кривой, а разбивка пикетажа от НК ДО ВУ является вспомогательным построением.

Пример. Угол 1, а=56°; # = 200 м; Т= 106,4 м; К = = 195,5 м; Б = 26,5 м; Д=17,3 м.

Форма записей вычислений Контроль-

пикетажных значений:

ПКЗ + 50,0 — ВУ (вершина угла) ПКЗ + 50,0 — ВУ

1 + 06,4 — Т (тангенс) 1 + 06,4 — Т

ПК2 + 43.6 —НК (начало кривой) 4 + 56,4

1 + 95,5 —К (длина кривой) 0+ 17,3—Д (домер)

ПК4 + 39,1 — КК (конец кривой) ПК4 + 39,1 — КК

При описании трассы указываются:

1) начальная, конечная и промежуточные точки, через ко­торые трассируется проектируемая дорога;

2) общее направление и протяженность дороги; пересека­емые трассой препятствия и их краткая характеристика;

3) обоснование всех принятых при трассировании дороги решений.

При сравнении вариантов трассы учитываются следую­щие показатели:

— длина трассы (трассу всегда стремятся проектировать ко­роче). Количество углов поворота (чем меньше углов пово­рота- тем лучше);

— величина углов поворота (лучше вариант, имеющий мень­шую величин)' среднего угла поворота);

— радиусы кривых (лучше вариант- имеющий большие ради­усы);

— характер и количество пересекаемых препятствий (лучше вариант, имеющий меньшее количество препятствий);

— характер рельефа и количество водопропускных сооруже­ний (следует отдать предпочтение варианту со спокойным рельефом по трассе и меньшим количеством водопропускных сооружений).

Для выбора лучшего варианта целесообразно составить таблицу показателей, в которой вариант с лучшим показате­лем оценивается знаком (+). а с худшим—(—). Вариант, набравший больше плюсов, считается лучшим.

Принятый вариант трассы вычерчивается на карте крас­ной тушью. Пикеты и километровые знаки пишутся с правой стороны трассы перпендикулярно ей. Над каждым прямоли­нейным участком трассы указывается его румб и длина в

ЮВ: 67°32'
метрах, например: 397. Все элементы кривых указыва­ются у каждой вершины угла поворота трассы непосредствен, но на карте или же в виде отдельной таблицы по следующей
форме:

 

№ варианта № угла Пикетажное значение Величина угла Элементы кривой    
ВУ НК КК правого левого R T K Б Д
   
                       
                             

Пример оформления трассы дороги на карте показан на рис. 3.9.

В результате выполнения расчетно-графической работы № 3 необходимо представить:

1. План трассы (по аналогии с рис. 3.9) с указанием водо­пропускных сооружений на ней.

2. Описание трассы.

3. Расчет пикетажных значений НК и КК с контролем.

Рис. 3.9. Пример оформления трассы на карте

Вопросы для самопроверки

(отвечать устно на зачете)

1. Как определяется грузонапряженность сети дорог?

2. Что такое эпюра грузонапряженности, как она строит­ся, как по эпюре установить очередность улучшения дорог?

3. Что такое интенсивность движения- как она определя­ется и где используется?

4. Перечислите известные вам технические нормативы на проектирование сельскохозяйственных дорог.

5. Перечислите основные правила трассирования дороги в плане.

6. Как разбивается пикетаж по трассе дороги?

7. Как делается описание и сравнение вариантов трас­сы дороги по основным технико-экономическим показателям?

8. Как на карте с горизонталями установить водораздель­ные линии, тальвеги, высотные отметки характерных точек, уклоны тальвегов и склонов, а также величины водосборных площадей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: