Для расположения дороги между опорными пунктами А и Б на карте необходимо:
а) провести между опорными пунктами прямую (воздушную линию);
б) изучить все препятствия, которые встречаются на пути воздушной линии (реки, озера, пруды, болота, овраги, плантации ценных насаждений, автомобильные и железные дороги, населенные пункты, участки местности с очень большими уклонами и т. д.);
в) установить возможность пересечения или обхода препятствия;
г) наметить в виде ломаной линии трассу дороги с наименьшим отклонением от воздушной линии. Обозначить величину и номер каждого угла поворота. Угол поворота измеряется транспортиром между продолжением трассы и новым ее
направлением. Дорога должна трассироваться так, чтобы по
возможности не занимать ценных сельскохозяйственных угодий;
д) в углы поворота трассы (точнее, в смежные углы) вписать горизонтальные круговые кривые. Радиус кривой назначается в зависимости от ситуаций и рельефа, но не меньше указанного в таблице 2. По возможности следует принимать большие радиусы в целях улучшения эксплуатационных показателей дороги. На примыканиях к существующим дорогам и в случаях, когда дорога трассируется по границам полей, рекомендуется принимать наименьшие радиусы;
|
|
е) разбить пикетаж. Пикетаж разбивается для установления положения на карте любой точки трассы и определения длины дороги от А к Б. Номера.пикетов указывают через каждые 100 м по прямым и кривым участкам трассы, начиная с нулевого пикета <в начальной точке А; на 'каждом десятом пикете указывается километровый знак.
Элементы горизонтальных круговых кривых (рис. 3.8) (Т—тангенс, К—длина кривой, Б—биссектриса, Д—домер)
Рис. 3.8. Схема круговой кривой на повороте трассы
определяют по специальным таблицам [9] или подсчитывают по следующим формулам:
где 7? — радиус круговой кривой, м; а — угол поворота в градусах.
Для установления пикетажного значения начала кривой (НК) необходимо из пикетажного значения вершины утла поворота трассы (ВУ) вычесть длину тангенса (Т). Пикетажное значение конца кривой (КК) получится, если к пикетажному значению НК прибавить длину кривой (К) или к пикетажному значению ВУ прибавить тангенс и вычесть домер, что является проверкой вычислений.
Следует обратить внимание на то» что пикетаж разбивается по круговой кривой, а разбивка пикетажа от НК ДО ВУ является вспомогательным построением.
Пример. Угол 1, а=56°; # = 200 м; Т= 106,4 м; К = = 195,5 м; Б = 26,5 м; Д=17,3 м.
Форма записей вычислений Контроль-
пикетажных значений:
ПКЗ + 50,0 — ВУ (вершина угла) ПКЗ + 50,0 — ВУ
1 + 06,4 — Т (тангенс) 1 + 06,4 — Т
|
|
ПК2 + 43.6 —НК (начало кривой) 4 + 56,4
1 + 95,5 —К (длина кривой) 0+ 17,3—Д (домер)
ПК4 + 39,1 — КК (конец кривой) ПК4 + 39,1 — КК
При описании трассы указываются:
1) начальная, конечная и промежуточные точки, через которые трассируется проектируемая дорога;
2) общее направление и протяженность дороги; пересекаемые трассой препятствия и их краткая характеристика;
3) обоснование всех принятых при трассировании дороги решений.
При сравнении вариантов трассы учитываются следующие показатели:
— длина трассы (трассу всегда стремятся проектировать короче). Количество углов поворота (чем меньше углов поворота- тем лучше);
— величина углов поворота (лучше вариант, имеющий меньшую величин)' среднего угла поворота);
— радиусы кривых (лучше вариант- имеющий большие радиусы);
— характер и количество пересекаемых препятствий (лучше вариант, имеющий меньшее количество препятствий);
— характер рельефа и количество водопропускных сооружений (следует отдать предпочтение варианту со спокойным рельефом по трассе и меньшим количеством водопропускных сооружений).
Для выбора лучшего варианта целесообразно составить таблицу показателей, в которой вариант с лучшим показателем оценивается знаком (+). а с худшим—(—). Вариант, набравший больше плюсов, считается лучшим.
Принятый вариант трассы вычерчивается на карте красной тушью. Пикеты и километровые знаки пишутся с правой стороны трассы перпендикулярно ей. Над каждым прямолинейным участком трассы указывается его румб и длина в
ЮВ: 67°32'
метрах, например: 397. Все элементы кривых указываются у каждой вершины угла поворота трассы непосредствен, но на карте или же в виде отдельной таблицы по следующей
форме:
№ варианта | № угла | Пикетажное значение | Величина угла | Элементы кривой | ||||||||||
ВУ | НК | КК | правого | левого | R | T | K | Б | Д | |||||
Пример оформления трассы дороги на карте показан на рис. 3.9.
В результате выполнения расчетно-графической работы № 3 необходимо представить:
1. План трассы (по аналогии с рис. 3.9) с указанием водопропускных сооружений на ней.
2. Описание трассы.
3. Расчет пикетажных значений НК и КК с контролем.
Рис. 3.9. Пример оформления трассы на карте
Вопросы для самопроверки
(отвечать устно на зачете)
1. Как определяется грузонапряженность сети дорог?
2. Что такое эпюра грузонапряженности, как она строится, как по эпюре установить очередность улучшения дорог?
3. Что такое интенсивность движения- как она определяется и где используется?
4. Перечислите известные вам технические нормативы на проектирование сельскохозяйственных дорог.
5. Перечислите основные правила трассирования дороги в плане.
6. Как разбивается пикетаж по трассе дороги?
7. Как делается описание и сравнение вариантов трассы дороги по основным технико-экономическим показателям?
8. Как на карте с горизонталями установить водораздельные линии, тальвеги, высотные отметки характерных точек, уклоны тальвегов и склонов, а также величины водосборных площадей?