(расчетно-графическая работа № 4)
Содержание задания
1. Определить бытовые условия протекания постоянного или временного водотока.
2. Определить отверстие, высоту, отметку проезжей части и длину моста.
3. Определить размеры дорожной трубы—диаметр, длину, высоту насыпи, отметку бровки земляного полотна дороги над трубой.
Исходные данные для выполнения задания:
— индивидуальное задание с указанием расчетных расходов для моста и трубы;
— карта М 1: 10 000 с горизонталями через 2.5, на которой вычерчена трасса дороги между А и Б (рис. 3.9).
Методика и пример выполнения задания
1. Бытовые условия потока, т. е. глубину, ширину потока поверху, площадь живого сечения и среднюю скорость воды, которые были в месте устройства моста до его постройки, определяют для гидравлического расчета малого моста.
Мост гидравлически не рассчитывают в случае, если его береговые опоры (устои) находятся за пределами расчетной ширины потока воды, то есть когда устройство моста не сужает живого сечения водотока. Но это может быть только в исключительных случаях, при узких глубоких руслах с крутыми берегами, когда мост получается небольшой длины. В большинстве же случаев приходится длину малого моста обосновывать гидравлическим расчетом. Для расчета отверстия
|
|
моста (расстояния между внутренними гранями береговых опор) предварительно вычисляется бытовая глубина.
Определение глубины водотока по известному расходу воды- шероховатости русла> геометрическим размерам его поперечного сечения и величине продольного уклона тальвега осуществляется методом.подбора или другими способами, излагаемыми в курсе гидравлики. Поперечное сечение лога в месте пересечения его дорогой чаще всего имеет треугольную форму (что принимают во многих случаях без большого ущерба для точности вычислений). Для определения бытовой глубины потока производят следующие действия:
а) вычисляется модуль расхода или расходная характеристика
где Q — расчетный расход, м3/с;
i0— продольный уклон тальвега в зоне намеченного сооружения на участке (примерно) 300 м (200 м выше и 100 м ниже от оси дороги по тальвегу), например,
б) определяется геометрическая характеристика створа
где i 1, i2 — уклоны склонов поперечного сечения лога в месте пересечения его дорогой, определяемые в натуре инструментальной съемкой или по карте крупного масштаба с горизонталями, например.
(рис. 3.10);
в) вычисляется искомая бытовая глубина
(4)
где т — параметр, учитывающий состояние поверхности русла, ои может быть принят по табл. 3, где для сравнения приведены также коэффициенты шероховатости.
|
|
Таблица 3 |
Таблица 3
Значения параметра
Характеристика русла | Коэффициент шероховатости | Параметр |
Земляное русло в обычном состоянии | 0,025 | 0,42 |
Хорошее состояние поверхности русла, ровное без местных углублений | 0,033 | 0,46 |
Земляное русло, частично заросшее, слабоизвилистое | 0,040 | 0,49 |
Ширина потока поверху П определяется по зависимости
(5)
площадь живого сечения
(6)
Средняя скорость течения
(7)
П р и м е р. Определить глубину потока hб,ширину его разлива П и среднюю скорость Vср при следующих условиях. Максимальный расчетный расход воды 7 м3/с. Уклоны склонов лога в створе проектируемого на ПК 4+70 моста (рис. 3.9) i 1= 0,030, i 2= 0,020 определены по карте (рис. 3.10). Средний продольный уклон лога в зоне моста i 0= 0,018 определен по карте, на участке 275 м (175 м выше и 100 м ниже оси моста). Русло земляное в обычном состоянии (следовательно, параметр по таблице 3 может быть принят равным 0,42).
Р е ш е н и е. Расходная характеристика — по уравнению (2):
Геометрическая характеристика створа—по (3):
Рис. 3.10. К определению уклона тальвега г0 и уклонов склона лога i1
i2
Бытовая глубина — по (4):
Ширина потока по зеркалу воды — по (5):
Площадь живого сечения — по (6):
Средняя бытовая скорость течения — по (7):
2.Гидравлический расчет моста производим для условий измененного режима водного потока с устройством на подходах к мосту (в виде земляных дамб), которые уменьшают живое сечение водотока, а следовательно, увеличивают по сравнению с бытовой скорость протекание воды под мостом. Экономически целесообразно делать мост короче, но производить укрепление в зоне моста от размыва. Обычно укрепление русла делается при длине моста до 15 м.
Среднюю скорость воды V под мостом назначают примерно в 2—3 раза больше бытовой скорости, а глубину воды Н вычисляют по формуле
(8)
где q = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения.
В зависимости от глубины h и скорости протекания воды V по таблице 4 назначают тип укрепления русла под мостом.
Режим протекания потока под мостом может быть свободным или затопленным.
При свободном истечении бытовая глубина потока hб, которая устанавливается ниже сооружения, меньше глубины воды под мостом h и не оказывает на нее влияния. Критерием свободного протекания будет зависимость
(9)
Таблица 4
К выбору типа укрепления | ||||
Глубина воды в потоке, м | ||||
Тип укрепления русла | 0,4 | 1,0 2,0 3,0 | |||
под мостом | Допустимая скорость, м/с | |||
Одерновка плашмя | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
Одерновка в стенку | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,2 |
Одиночная мостовая | ||||
Булыжник 15 см | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
Булыжник 20 см | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Булыжник 25 см | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
Двойная мостовая | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 5,5 |
Бетон | 6,5 | 8,0 | 9,0 | 10,0 |
Отверстие моста В при свободном истечении определяют по формуле
(10)
где V — принятая скорость течения воды под мостом (см. формулу 8);
e — коэффициент сжатия потока опорами моста зависит от их формы и примерно равен 0,8—0,9.
При несвободном истечении бытовая глубина hб ниже моста оказывает влияние на условия протекания воды под мостом. Критерием несвободного истечения будет hб≥ 1,3 h. В этом случае считается, что под мостом установится глубина, равная бытовой, и отверстие моста В определяют по формуле
(11)
Рассчитанное по формуле (10) или (11) отверстие моста округляется до ближайшего типового (2; 3; 4; 5; 6; 7,5; 10; 12,5; 15; 20 м).
Глубина потока перед мостом Н в обоих случаях определяется по формуле
(12)
где j — коэффициент скорости, учитывающий потери энергии в потоке и зависящий от формы устоев, можно принять 0,90;
Минимальная высота моста
Нм=Н+а+с, м, (13)
где Н — глубина потока перед мостом, определяемая по формуле (12);
|
|
а — возвышение низа пролетного строения над уровнем воды, предусматривается для пропуска плывущих предметов, принимается равным 0,5 м, но не менее 1 м над поверхностью грунта под мостом;
с — конструктивная высота пролетного строения, для малых мостов с= 1м.
Минимальная отметка М проезжей части моста:
(14)
где Л — отметка самой низкой точки лога в створе моста (определяется по карте с горизонталями интерполяцией).
Длина моста Лм:
(15)
где В —-отверстие моста;
п — число промежуточных опор моста;
b — толщина одной опоры, м;
т — коэффициент заложения откосов (при высоте моста до 3 m =0).
Пример. Рассчитать отверстие, высоту, отметку проезжей части и длину моста при расчетном расходе Q = 7 м3/с, отметке поверхности земли (лога) в створе моста Л = 51,95 м и бытовой глубине потока h б= 0,36 м (отметка лога определена по карте рис. 3.10 интерполяцией между отметками горизонталей).
Решение. Задаемся скоростью воды под мостом примерно в 2 раза больше бытовой: V≈2Vср = 2,5 м/с. Глубина воды под мостом (по формуле 8):
Требуемый тип укрепления по таблице 4 для глубины 0,64 м и скорости 2,5 м/с — мостовая из булыжника размером около 20 см.
Критерий затопления — но уравнению (9):
hб =0,36 < 1,3*0,64,
следовательно, истечение будет свободным и отверстие моста необходимо определять'по формуле (10):
Принимается ближайшее типовое В = 5 м.
Глубина потока перед мостом—по (12):
Минимальная высота моста — по (13):
H м = 1,04+0,5+1 = 2,54 м.
Минимальная отметка проезжей части моста—по (14):
Мм=51,95+2,54 = 54,49 м.
Ширина моста принимается равной его габариту Г, увеличенному на 0,5 м, при отсутствии пешеходного движения, или на ширину двух тротуаров (2—3,5 м). Габариты мостов сельскохозяйственных дорог указаны в п. 12 табл. 2.
Длина моста — по формуле (15):
Лм = 5+0,5≈6 м
(принят мост без промежуточных опор с вертикальными береговыми опорами - m = 0).
3. Определение размеров дорожной трубы. На автомобильных дорогах бровка земляного полотна насыпей у безнапорных труб должна быть выше расчетного уровня воды на 0,5 (у напорных — на 1 м). Трубы укладывают на дно лога. Минимальная высота насыпи у безнапорных труб Нт:
|
|
Hт = d + c+0,5, м, (16)
где d — диаметр трубы (отверстие);
с — толщина стенок трубы, равная примерно 0,1 d;
0,5 —.минимальная толщина грунтовой засыпки над трубой.
Таблица 5
Таблица для подбора диаметра безнапорных труб
Диаметр труб, м | |||||
Расход | 2,0 | 1,5 | 1,25 | 1,0 | 0,75 | ||
. м2/с | Глубина воды перед трубой Н | и скорость, | м/с | ||
0,8 | 0,67/1,8 | 0,69/1,8 | 0,73/1,8 | 0.82/2,0 | 1,00/2.9 |
1,0 | 0,73/1,9 | 0,78/1,9 | 0,82/2,1 | 0,94/2,1 | |
1,2 | 0,81/2,0 | 0,87/2,0 | 0,91/2,1 | ||
1,6 | 0,93/2,1 | 1,00/2,2 | 1,09/2,3 | ||
2,0 | 1,05/2,2 | 1,15/2,3 | 1,26/2,5 | ||
3,0 | 1,30/2,4 | 1,47/2,7 | |||
4,0 | 1,53/2,7 | ||||
5,0 | 1,75/2,9 | ||||
5,5 | 1,86/3,0 |
Диаметр типовых безнапорных труб в зависимости от расчетного расхода воды подбирают по таблице 5.
Минимальная отметка бровки земляного полотна дороги над трубой Т получится, если к отметке лога Л прибавить высоту насыпи у трубы Нт, определенной по формуле (16):
Т=Л+Нт, м. (17)
Длина трубы Л т определяется по формуле
Лт = Вз.п.+ 2тЯ т, м, (18)
где Вз.п. — ширина земляного полотна (табл. 2, п. 7);
т — коэффициент заложения откосов насыпи (обычно равен 1,5).
Пример. Подобрать безнапорную трубу для Q = 4 м3/с.
Р е ш е н и е. Согласно таблице 5 расход 4 м3/с может пропустить труба диаметром 2 м или двухочковая труба диаметром 1,25 м. Принимаем двухочковую трубу диаметром 1,25 м с глубиной у входа 1,26 м, чтобы понизить высоту насыпи.
Высота насыпи — по формуле (16):
Hт== 1,25+0,1 • 1,25+0,5= 1,875= 1,88 м.
Минимальная отметка бровки земляного полотна над трубой — по (17):
T = 60,00+1,88 = 61,88 м,
где 60,00 — отметка лога трубы (на ПК 9+20, рис. 3.9).
Минимальные отметки проезжей части моста и трубы являются контрольными точками, ниже которых не должна проходить проектная линия на продольном профиле.
Итоги расчетов дорожных сооружений необходимо представить в таблице по следующей форме:
Наименование сооружений | Пикетное значение оси | Расчетный расход, м3/с | Размеры, м | Отметка проезжей части или бровки | Примечание | |||
отверстие | длина | ширина | высота | |||||
Мост Труба |
В результате выполнения расчетно-графической работы № 4 студент должен представить:
1. Расчет бытовых условий протекания потока в створе проектируемого моста.
2. Расчет отверстия моста (его высоты, ширины и длины, отметки проезжей части).
3. Расчет размеров дорожной трубы.
Вопросы для самопроверки
(отвечать устно на зачете)
1. Что такое бытовые условия потока и как они определяются (глубина, ширина разлива, средняя скорость)?
2. Как определить глубину воды под мостом при известной скорости воды?
3. Что такое отверстие моста и как оно определяется при свободном и несвободном протекании потока?
4. Как определить высоту- длину и отметку проезжей ч-зс-ти моста?
5. Как подобрать размеры безнапорной дорожной трубы (отверстие, высоту насыпи, длину трубы)?