Следует еще отметить одну функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами, — это дейктйческая2 — «указательная» функция; такова функция личных и указательных местоимений, а также некоторых частиц: вот, эва и т. п.
В пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы. Система — это единство однородных взаимообусловленных элементов.
Ни в коем случае нельзя подменять понятие системы понятием внешней механической упорядоченности, чеМ и отличается орудие общения — язык от орудий производства (см. выше); при внешней упорядоченности качество каждого элемента не зависит от целого (поставим ли мы стулья по четыре или по восемь в ряд и будет ли их 32 или 64 — от этого каждый из стульев останется таким же, как если бы он стоял один).
Члены системы, наоборот, взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы; если же остается один
|
|
— из французского expression (в свою очередь из латинского) —; — от греческого (ионического) deiktikos — «указательный».элемент, то данная система ликвидируется; так, система склонения возможна при наличии хотя бы двух падежей (например в английском местоимении he - him), но системы склонения с одним падежом быть не может, как во французском языке; категория несовершенного вида глагола возможна только тогда когда имеется в той же грамматической системе и категория совершенного вида и т. д. Члены системы получают свою значимость по соотношению с другими членами данной системы; поэтому например, родительный падеж при наличии отложительного (аблатива) не то, что родительный падеж в языке, где нет аблатива- М §в -ках, где есть [х], иная, чем в языках, Где нет
Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного «зыка.
[23]
§4. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Языковеды второй половины XIX и начала XX в., преодолевая универсализм и догматизм натуралистов (Шлейхер), все более и более углублялись в исследования отдельных языковых фактов и доводили свои исследования до речи отдельного человека Успехи новой науки - психологии - способствовали этим устремлениям - довести-исследование до индивида. Эти воззрения в своем крайнем проявлении доходили до отрицания языка как достояния коллектива, ставили под сомнение существование языков.
Так, А. А. Шахматов полагал, что «реальное бытие имеет язык каждого индивидуума; язык села, города, области, народа оказывается известною научною фикцией, ибо он слагается из фактов языка, входящих в состав тех или иных территориальных или племенных единиц индивидуумов» [24].
|
|
Сторонники таких взглядов, по русской поговорке, «за деревьями не видят леса». Об этом писал В. Гумбольдт (1767—1835): «...в действительности язык всегда развивается
только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим»1.
Эта мысль в формулировке Маркса звучит следующим образом: язык — это «...существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого» [25], и если язык всегда есть достояние коллектива, то он не может представлять собой механическую сумму индивидуальных языков. Скорее, речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.
Так возникает очень важная проблема: язык и речь. Эти понятия часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиологи и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине — о дефектах речи и т. п.; во всех этих случаях «речь» заменить «языком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.