Глава 2 Метод исследования

Чем проще исследование, тем лучше. Так проще избежать двусмысленности. Для того чтобы выяснить степень подчиняемости, нужен нужен мощный фактор, ведущий к неподчинению. Принцип – не навреди беспомощному. В экспрмнте специально принуждают действовать всё более жестко.

Как подбирали участников

Самый широкий круг людей, разных возрастов и профессий, набранных по объявлению в местной газете. Плата – 4,5$ в час.

Место и время

Для законности экспрмнт проводили в Йельском университете. Экспериментатор бесстрашный и суровый, одет в халат. Жертва, по словам наблюдателей, выглядела мягко.

Процедура

Испытуемому говорили легенду, что люди хорошо усваивают материал, если их наказывают за ошибки. В качестве доказательства предъявляли книгу о процессе обучения. Также «учителя» уверяли, что удары током не приведут к повреждения тканей.

Задание

Оно несложное, заключается в запоминании пар слов, а ответ давался «учеником» нажатием кнопки, от которой в лаборатории загоралась лампочка.

Генератор электротока

На его лицевой панели установлены 30 рубильников, от 15 до 400В. При их включении слышно жужжание и щелчки.

Демонстрационный шок

Испытуемому делали удар током, что убедить его в правдивости экспрмнта.

Инструкции относительно электрошока

В случае, когда «ученик» отвечал неверно, то «учитель» включал соответствующий рубильник и наносил удар током. Уровень напряжения повышался за каждый неверный ответ. Также «учителю» надо было вслух сказать текущий уровень напряжения.

Реакция экспериментатора

Если в определенный момент экспрмнта «учитель» начинал сомневаться, то экспериментатор говорил несколько подготовленных фраз – «Пожалуйста, продолжайте», «У вас нет выбора, вы должны продолжать» и т.п. Всего 4 заготовки, если же после них учитель отказывался подчиняться, то экспрмнт заканчивался.

Специальные побуждающие фразы

В случае возникновения вопросов об ущербе током, экспериментатор говорил, что критического урона здоровью «ученика» не будет нанесено.

Реакция жертвы

«Ученик» действовал по заготовке - 3 неправильных ответа и 1 правильный. Также стали использовать запись криков жертвы на удары током. После 150В «ученик» начинал просить прекратить экспрмнт. К 300В – кричал, что перестанет отвечать на вопросы. В этом случае, экспериментатор говорил, что отсутствие ответа расценивается как неверный ответ и просил продолжить.

Показатели

Определить до какого максимума может дойти человек, пока повинуется, от 0 до 30.

Интервью и «разбор полетов»

Всех, кто отказывался повиноваться хвалили, а тем, кто покорялся говорили, что это нормально, многие из испытуемых испытывали внутренний конфликт.

Краткое резюме

«Учитель» мог отказаться в любой момент. Конфликт возникал между экспериментатором и «учителем» в требования первого продолжать экспрмнт, несмотря на протесты «ученика».

Глава 3 Ожидаемое поведение

Людям (110 человек), прешедшим послушать лекцию, подробно описывали экспрмнт, показывали схемы, рисунки, фотографии. Затем их просили порассуждать как бы они повели себя на месте испытуемого. Большинство ответило, что дошли бы до 135В – 150В, говоря, что дальше бы не стали продолжать. Но это лишь гипотетически. При ином вопросе – как бы повели себя другие, ответы, примерно, такие же.

Люди ошибались, т.к. думали, что испытуемым двигал его характер, а на самом деле – ситуация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: