Глава 12 Напряжение и неподчинение

Ясно, что чтобы прийти к неподчинению, нужно превысить внутреннее напряжение и оно выльется в неподчинение.

Любой признак внутреннего конфликта – показатель слабости авторитета, неспособности привести испытуемого в полное агентное состояние.

Источники напряжения

1) Крики ученика;

2) Собственные нравственные понятия, принцип «не навреди»;

3) Угроза возможной мести «ученика», через суд;

4) Противоположные требования от экспериментатора и «ученика»;

5) Представление внутреннего «Я», не терпящего насилие.

Напряжение и буферы

Чем дальше жертва от мучителя, тем ему проще причинить боль. Любой инструмент между ними облегчает причинение насилия. Неподчинения было бы больше, если бы испытуемый наказывал «ученика» рукой.

Снятие напряжения

Самое лучшее снятие напряжения в экспрмнте – неподчинение. Но мозг расставляет ловушки, к примеру, избегание. Многие пытались не смотреть на жертву, громко зачитывали задание, чтобы его не слышать и не видеть. Другие испытуемые наносили более короткие удары током. Некоторые подчеркивали голосом правильные ответы. Многие перекладывали отвтствннсть на жертву, т.к. она давала неправильные ответы.

Физическая конверсия

Много раз было заметно, что стресс переходит в физические симптомы – потливость, смех, дрожь и т.д.

Несогласие

Многие испытуемые спорили, но это лишь слегка снимало напряжение, ведь они подчинялись.

Неподчинение

Испытуемый боиться неподчинения, ведь тогда отношения с экспериментатором будут испорчены, также неизвестны санкции за это. Вначале он начинает сомневаться, затем открыто спорить. Потом начинает угрожать непослушанием, и в конечном итоге, доходит до неподчинения. Но так могли поступить лишь немногие.

Глава 13 Альтернативная теория: разгадка в агрессии?

Не стоит отвергать мысль о том, что испытуемыми двигала скрытая агрессия. Сама суть экспрмнта это поощряет. Человек может без труда выплеснуть свою агрессию ради науки. Но нет, они просто выполняют приказ и долг, не могут выбраться из клетки социального воспитания подчинения авторитету. К примеру, в Э11, испытуемый может сам выбрать силу тока, но мало кто повышал напряжение, выбирая минимум.

Глава 14 Проблемы метода

Критика подобного эксперимента:

1) Попались такие люди, склонные к подчинению и проявлению агрессии. Это не так, участники экспрмнта самые обычные люди из разных социальных слоев.

2) У них отсутствовала вера в нанесении ударов током. Испытуемые верили, в то, что наносят удары током, т.к. испытывали внутренний конфликт. Опросы после экспрмнта показали, что, по их мнению, удары током были очень болезненны.

3) Нельзя судить всех людей по результатам экспрмнта. Подчинение происходит повсеместно, даже если им не нравиться суть приказа, люди выполняют его. Смысл не важен, важны отношения с авторитетом, его положительная оценка.

Глава 15 Эпилог

В книге рассмотрена важная проблема общества – что важней: совесть или авторитет. В любом политическом строе, будь то авторитаризм или демократия происходил: геноцид, войны, убийства невинных. И всё это было сделано, скорее всего, по приказу свыше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: