double arrow

Э10: институциональный контекст

Все прошлые экспрмнты происходили в здании Йельского университета, возможно, высокая степень подчинения была связана с этим. Перенесли всё оборудование в соседний городок, полностью исключили любую связь с университетом. Подчиняемость упала до 50%, в сравнении 65% в стенах университета.

Э11: испытуемый выбирает уровень электрошока

Что измениться, если испытуемому позволить самому выбирать силу тока при наказании? Среднее значение стало 100В, только немногие люди доводили уровень тока до более высоких значений.

Глава 7 Индивид и авторитет (II)

В данной главе представлены несколько интервью, в которых люди описывали свой внутренний конфликт, переживание за здоровье «ученика», подчиняясь при этом.

Глава 8 Ролевые перестановки

Экспрмнты с изменением статуса приказывающего, чтобы узнать, что движет испытуемым – смысл приказа или его статус.

Э12: «ученик» требует уэлектрошока

При этом экспериментатор возражает. Полное подчинение. Власть безраздельно принадлежит экспериментатору, у «ученика» её нет.

Э13: обычный человек отдает приказы

Добавляется еще один человек, с техническим заданием, затрагивающим экспрмнт, роль «учителя» не изменилась – чтение задания и наказание «ученика». Неожиданно экспериментатору надо отлучиться, уходя он не оставляет никаких указаний о повышении напряжения при неправильном ответе. Два человека остаются в лаборатории, идея повышать напряжение приходит в голову обычному человеку. Только треть испытуемых подчинялись ему.

Э13а: испытуемый как свидетель

Продолжение Э13, в тот момент, когда «учитель» отказывался выполнять приказы обычного человека, который, в этом случае, брал на себя роль «учителя», почти все настоящие «учителя» оказывали ему сопротивление.

Э14: авторитет как жертва: обычный человек приказывает

Вариация Э13, при этом экспериментатор соглашается на просьбу «ученика» попробовать его роль и сесть в кресло. При первом же протесте экспериментатора испытуемый прекращает экспрмнт, отказываясь подчиняться «ученику». Приказы могут исходить только от авторитетного лица, их смысл не имеет значения.

Двойной авторитет

Что будет, если экспериментаторов станет двое, возможно, тогда испытуемый выберет свою точку зрения.

Эксперимент 15: два авторитета — противоположные указания

В тот момент, когда уровень тока достигает 150В («ученик» начинает протестовать) мнение экспериментаторов разделяются на противоположные, а сам экспрмнт прекращается, т.к. «учитель» теряется, не понимая, кто главнее.

Э16: два авторитета – один как жертва

Вначале, все также, как в Э15, но потом поступает информация, что «ученик» не может прийти. В его качестве выступает один из экспериментаторов. Теперь второе авторитетное лицо стало обычным «учеником» и экспрмнт продолжился в обычном русле.

Вывод:

Авторитет – ранг, обладающий определенным местом в социальной ситуации. Иерархия очень важна, человек действует по принципу «всё или ничего», выбирая более авторитетную личность.

Глава 9 Групповые эффекты

Различие между конформностью и подчинением

Конформность – выполнение или согласие с равными себе по праву и статусу. Подчинение – выполнение приказа вышестоящего авторитетного лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: