Глава 11 Процесс подчинения: анализ эксперимента

Стоит знать: какие условия надо создать и к каким последствиям приводит подчинение, что удерживает человека в агентном состоянии.

Эти условия создаются самим обществом, начиная с семьи, с уважения к старшим, затем в школе и прочих институтах. Человек становится дисциплинированным и видит структуру подчинения: ученик – учитель – директор. Затем человек обучается отвтствннсти перед безличным авторитетом, форме, званию, атрибутике.

Вознаграждение

Подчинение в иерархичесткой структуре закрепляется повышением в ней, также являясь и поощрением.

Непосредственные предшествующие условия

Самое главное условие для перехода в агентное состояние и принятие авторитета в конкретной ситуации – восприятие его силы и положения в социальной структуре.

В экспрмнте:

1) Есть ситуация, в которой определёно отвтствнное лицо. Авторитет обозначается сразу, уверен в себе и имеет доминантный статус;

2) Имеет внешние атрибуты – халат;

3) Никто не оспаривает его власть;

4) Физическое нахождение во владениях экспериментатора приводит к переключению в агентное состояние испытуемых.

Испытуемые участвовали добровольно в экспрмнте, это взывало к их чувству долга и отвтствннсти. Обществу, в целом, выгодней, чтобы в его институтах участвовали добровольцы. При этом приказы должны быть согласованными и уместными с ситуацией. Считается, что властные люди более компетентны, но это не всегда так. Идеология – оправдывание действий, в экспрмнте – ради науки и познаний.

Агентное состояние

Человек концентрируется на технической стороне дела – четко зачитывает задание, переключает рубильники, делает всё, чтобы выглядеть компетентным перед авторитетом. Наказание невиновного становится неважным.

Настройка

Испытуемый слышит только мнение авторитета, мнение «ученика» не учитывается. Авторитет может наградить, но и наказать также. Многие люди приписывают авторитету сверхчеловеческие качества.

Переосмысление ситуации

Любой поступок будет выглядеть по-разному в зависимости от идеологии. Испытуемый идеологически капитулирует в экспрмнте.

Потеря отвтствннсти

В агентном состоянии испытуемый чувствует отвтствннсть перед авторитетом, ему важно выполнить свой долг, быть лояльным. Но при этом нравственность приказа не подвергается критике.

Отвтствннсть возникает лишь тогда, когда человек полностью осознает и понимает, что действие совершает он, его «Я». В экспрмнте совесть (ингибитор) отключается и наносится вред невинной жертве.

Представление о себе

Сам индивид всегда понимает, что совершая жестокие действия, потом может чувствовать угрызения совести. Но не в агентном состоянии, т.к. действовал по указке.

Приказы и агентное состояние

Приказ очень конкретен и раскрывает потенциал агентного состояние через подчинение.

Связывающие факторы

Что мешало испытуемым сказать «нет», почему, не желая причинять боль, они не могли ослушаться приказа.

Повторяющийся характер действия

«Учитель» делает одно и тоже, включает нужный рубильник, это один из связывающих факторов. Ему хочется просто дойти до конца, несмотря на следующие болезненные действия.

Ситуационные обязательства

В каждой ситуации есть свой этикет. Чтобы отказаться от экспрмнта испытуемому нужно нарушить некоторые безмолвные договоренности. Отказ экспериментатору в подчинении – прямое заявление о его некомпетентности.

В качестве примера, назвать любого уважаемого вами человека по имени или же просто сказать ему «привет».

Тревога

Испытуемый боится будущего, неизвестности. Он не может себе представить того, что будет, если он ослушается. Ему не по силам это преодолеть. От подобных мыслей он напрягается, что проявляется в виде дрожи, смущения и проч. Как только человек перестает подчиняться, то всё напряжение уходит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: