Глава 1 Дилемма подчинения

Аннотация

Верность, дисциплина и самопожертвование в неправильной системе власти приводит к страшным последствиям. К примеру – нацистская Германия.

Предисловие к изданию Harper Perennual Modern Thought

Вокруг нас мифы о подчинении власти, авторитету, к примеру, взять Библию. Но стоит иногда подвергать авторитет сомнению. Также, нас не учат различать: справедлива или несправедлива власть.

***

Милгрэма интересовало – не повториться ли Холокост в США, отчего немцы так легко повиновались нацистским властям. Он хотел увидеть насколько человек может пренебречь своей совестью, нравственными принципами ради подчинения.

В его экспрмнте, вариаций которого было 19, участвовало около 1000 человек.

Предисловие

Суть подчинения – человек, как орудие в чужих руках, не отвечающее за свои поступки. Появляются все признаки подчинения: приспособленческая реакция, готовность к жестоким действиям, самооправдание. Также есть разница, когда человек добровольно подчиняется, а когда под угрозой насилия. В этой книге изучено добровольное подчинение. Власть авторитету была приписана самим испытуемым, без угроз и т.д.

Глава 1 Дилемма подчинения

Подчинение – базовый принцип общества, связывающий людей с системой власти.

Существует философская дилемма – кто несёт отвтствннсть за приказ, который противоречит совести и нравственным принципам? Исполнитель или тот, кто отдал приказ.

Создали психологический экспрмнт, суть которого в выполнении действий, несовместимых с совестью испытуемого, насколько далеко он зайдёт, прежде, чем ослушается?

Суть экспрмнт – в лабораторию входят два человека, которые будут исполнять роли «ученика» и «учителя». Экспериментатор даёт инструктаж, что они будут изучать влияние наказания на обучаемость. С помощью подтасованного жребия определяют роли и «ученика» (подставное лицо) отводят в отдаленную комнату, где сажаютт в кресло, пристегивают ремнями. К запястьям присоединяют электроды. Экспериментатор говорит, что его цель: запоминать списки из пар слов. В случае ошибки – удар током, нарастающей силы. На деле экспрмнт над «учителем». Он видит все манипуляции над «учеником», затем его уводят в другую комнату. Сажают перед электрогенератором, на котором 30 тумблеров, от 15 до 450В. Также на панели даны пояснения: «СЛАБЫЙ РАЗРЯД», «ОПАСНО» и т.д. Задача «учителя» проверять «ученика», находящегося в соседней комнате, на обучаемость. Задавать вопросы, в случае правильного ответа, давать следующее задание. Если же неверно, то нажать нужный тумблер и ударить человека электрическим током. Начать с 15В и увеличивать каждый раз, когда «ученик» ошибается. На деле, он будет имитировать получение ударов током. Цель экспрмнта: узнать как далеко зайдет человек, причиняя боль невинному, когда перестанет подчиняться?

Многие испытуемые после 75В начинают высказывать недовольство, т.к. слышат, что «ученику» больно, после 285В звуки уже похожи на агонию.

При этом многие сопереживают, но доводят экспрмнт до конца, странно, что люди так послушны. Их рассуждения при этом: так надо. Люди пренебрегают своими ценностями и продолжают экспрмнт, несмотря на внутренний конфликт.

Причины:

- вежливость, обещание помочь, неловкость отказа;

- человек уходит в себя, слагая отвтствннсть, просто четко выполняя инструкции, отодвигая этику.

Такой человек меняет угол зрения, нравственный конфликт остается, но он хочет оправдать надежды авторитета. Ему важно, хорошо выполнить задание.

При первоначальном и следующих случаях неподчинения, экспериментатор говорил несколько заготовленных фраз: «эксперимент требует, чтобы вы продолжали» и т.д. Но никто не спрашивал, чей экспрмнт и почему его стоит продолжать. Испытуемые забывали о роли личности и придавали экспрмнту безличное качество. Другие оправдания – поиск научной истины, принижение жертвы из-за глупости.

Если же еще разделить действия в экспрмнте, кто-то будет читать, кто-то включать рубильник, то мы фрагментируем поступки. Человека, который совершил прямое зло другому, не найти. Разделение труда потворствует социально организованному злу, т.к. нет видимости ситуации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: