double arrow

Истинное знание дает только мышление.

Мышление же - это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.

Мир чувственных вещей постигается человеком, по мнению Платона, через ощущения, которые возникают при работе органов чувств. Мир идей человек может познать только через понятия, а не через ощущения. Система понятий проверяется логикой.

Представления Платона о процессе познания изложены в мифе «О пещере». Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере, спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними – это жалкие проекции людей и вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта – пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Задача философии, по его мнению, состоит в том, чтобы направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие.

Изучение онтологии и гносеологии Платона позволяет сделать вывод о том, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Платон утверждает первичность идеального мира по отношению к миру чувственно-воспринимаемых вещей.

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства.

 

Идеальное государство Платона.

В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы, которые должны стоять во главе государства и управлять им. Мужество – это добродетель стражей, задача которых защищать государство от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает значение благочестия – религиозности, почитания божества.

Идеальное государства Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования. Платон предложил такую систему образования и воспитания, которая, по его мнению, обеспечивала бы достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: