Задания в тестовой форме

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

Ростов-на-Дону

 

Тема: «Античная философия»

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы.

Студент должен иметь представление о смысле материалистического и идеалистического подходов к решению философских проблем.

Студент должен знать понятия «онтология», «гносеология», «этика», «идеализм», материализм».

 

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Периоды развития античной философии. Космоцентризм. Натурфилософы. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.

2. Софисты. Философские идеи Сократа.

3. Философская система Платона. Теория идей. Учение о душе и добродетелях человека.

4. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля.

5. Римское государство и развитие философии. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Неоплатонизм.

6. Философские основы древнегреческой медицины. Телеология Аристотеля и Галена.

 

Итоговый уровень знаний.

Студент должен

иметь представление: о типах мировоззренческих систем на разных этапах формирования философской мысли, о формах взаимодействия философии Древней Греции, Древнего Рима и медицины;

знать:

этапы развития, основные философские направления и школы Античной философии, главные идеи выдающихся философов Древней Греции, философские категории и проблемы Античной философии.

 

Таблица 1.

Периоды развития Античной философии

 

Периоды и направления Представители Философские школы Главные проблемы
1.   Натурфилософский (досократический) (VI в. до н.э.)   Фалес Анаксимен Анаксимандр Милетская Природа («Физис») и Космос, его строение  
Гераклит Эфесская
Пифагор Ксенофан Италийская
Парменид Зенон Элеатская
Демокрит Левкипп Эмпедокл Анаксагор Физиологи
2.     Классический (V - IV вв. до н.э.)   Протагор Продок Гиппий Горий Софисты Сущность человека
Сократ Основатели философских школ    
Платон Аристотель     синтез философ­ского знания, его проблем и методов
3.     Эллинистически-римский (III в. до н. э. - VI в. н.э.)     Эпикур Эпикурейство мораль и свобода человека, проблемы познания и др.)-  
Пиррон Скептицизм
Посидоний; Л. А. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Стоицизм
Плотин Неоплатонизм  

 

 

 

Таблица 2

Философские идеи Античности

 

Этап Основной философский интерес
Натурфилософия Первооснова всего: Материальная субстанция (Фалес, Гераклит, и др.) Атомы + пустота (Левкип, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Классическая философия (Интеллектуализм) Движущие силы развития: Идеи (Сократ, Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистически – римская философия Человек и космос: Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Упорядоченность мироздания: Иерархия: Единое благо-Мировой Ум - Мировая Душа-Материя

 

 

СЛОВАРЬ

философских понятий и категорий

Апория – это затруднение, недоумение, принудительная задача.

Атом – понятие древнегреческой философии, обозначающее первичный, далее неделимый элемент всего сущего.

Аристотелизм – философское направление, в котором развиваются идеи Аристотеля.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

Логос (греч. logos - слово, речь, язык, понятие, разум, мировой закон)– понятие древнегреческой философии, имеющие разное значение в учениях античных философов. В учении Гераклита Логос – это всеобщий закон, определяющий существующий миропорядок как целое. В стоицизме Логос понимается как мировой разум, которому подчиняется природа и человек.

Натурфилософия – философская концепция природы, основанная на идее самодостаточности. В древнегреческой философии называлась физиологией (от греч. fusis – природа) или физикой.

Неоплатонизм – религиозно-философское направление, античной философии, в котором развивались и синтезировались идеи Платона, Аристотеля, восточных религиозно-философских учений.

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – 1) утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями; 2) вывод, выходящий за рамки традиционных представлений.

Платонизм – направление античной философии, в котором развиваются идеи учения Платона.

Скептицизм (греч. skepsis – сомнение, неуверенность) – философское направление, в котором развивается концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности истины.

Стоицизм – направление античной философии эпохи эллинизма.

Субстанция (от лат. substantia - сущность, то, что лежит в основании) • это понятие, обозначающее: 1) первоначало, не имеющее внешней причины существования; 2) реальность, рассматриваемую со стороны ее внутреннего единства, предельного основания. В зависимости от того, признается ли возможность одной, двух или нескольких субстанций, различают философский монизм, дуализм или плюрализм.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – философско-этическое направление, в котором признается принцип остолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшим благом и целью человеческой жизни.

Эллинизм – период греко-римской истории, культуры и философии с III в до н.э. до конца истории Древнего мира (Y – YI вв.).

Эпикуреизм – философское направление, в котором развивались идеи древнегреческого философа Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.).

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите исторические периоды развития античной философии.

2. Назовите главные проблемы натуралистической философии.

3. Кто такие натурфилософы?

4. Назовите имена натурфилософов.

5. Кто первым в философии создал атомистическое учение?

6. Как называется философское учение Демокрита?

7. В чем суть атомистического учения Демокрита?

8. Что такое «логос»?

9. Что считали первоосновой всего сущего Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит?

10. Кто такие софисты? Что нового они внесли в философию?

11. К какому историческому периоду развития древнегреческой философии относятся учения Сократа, Платона, Аристотеля?

12. Назовите философов представителей классического периода развития древнегреческой философии.

13. Назовите главные проблемы классического периода развития древнегреческой философии.

14. Назовите главные философские проблемы в учении Сократа.

15. В чем суть диалектического метода, разработанного Сократом?

16. Назовите главные идеи философского учения Платона об идеях.

17. Охарактеризуйте представления Платона о душе.

18. Каковы представления Платона о бытии?

19. Охарактеризуйте представления Платона об идеальном государстве.

20. Охарактеризуйте представления Платона о процессе познания.

21. Назовите главные идеи онтологии Аристотеля.

22. Охарактеризуйте философские идеи Аристотеля о душе.

23. Какова классификация наук Аристотеля?

24. Назовите главные проблемы философии периода эллинизма.

25. Назовите представителей эллинистически-римского периода развития древнегреческой философии.

26. Охарактеризуйте философские взгляды Эпикура на природу человека и его потребности.

27. Охарактеризуйте основные положения этики Эпикура.

28. Назовите главные идеи учения Эпикура о бытии.

29. Назовите главные идеи, развивавшиеся в стоицизме.

30. Назовите представителей философии стоицизма.

31. Назовите главные идеи, развивавшиеся в неоплатонизме.

32.Назовите философские проблемы, к которым обращались античные врачи.

33.Назовите главные этические идеи Гиппократа.

 

Задания в тестовой форме

1. В натурфилософский период развития Античной философии главными были проблемы

а) космоса и природы

б) систематизации философии

в) человека и общества

г) гносеологические

2. Космологические проблемы были главными для Античной философии в период

а) натурфилософский

б) классический

в) поздняя классика

г) эллинизм

3. Все вещи, существующие в мире, различным способом возникающие и погибающие, происходят из одного материального начала, считали

а) платоники

б) натурфилософы

в) софисты

г) эпикурейцы

4. Герактлит, Демокрит, Фалес – представители Античной философии периода

а) натурфилософии

б) классического

в) эллинистически-римского

г) ранней классики

5. Фалес считал первоосновой всего сущего

а) воду

б) огонь

в) воздух

г) атомы

6.Демокрит считал первоосновой всего сущего

а) воду

б) огонь

в) воздух

г) атомы

7. «Космос один и тот же для всего сущего, не создал ни один бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем…», - считал

а) Демокрит

б) Гераклит

в) Фалес

г) Анаксимен

8. Гераклит считал первоосновой всего сущего

а) воду

б) огонь

в) воздух

г) атомы

9. Древнегреческие философы, жившие в Y- IY вв. до н.э. и разрабатывавшие преимущественно проблемы логического мышления, отношений человека и общества – это

а) натурфилософы

б) софисты

в) эпикурейцы

г) стоики

10. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал

а) Протагор

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

11. Идея о том, что все существующее в мире, в том числе и знание – относительно, а мерой истинности знания следует считать интересы конкретного человека принадлежит

а) натурфилософам

б) софистам

в) платоникам

г) стоикам

12. Период развития Античной философии, в котором осуществлялся синтез философского знания, его проблем и методов – это

а) натурфилософский

б) классический

в) поздняя классика

г) эллинизм

13. Сократ – представитель Античной философии периода

а) натурфилософии

б) классического

в) эллинизма

г) ранней классики

14. Древнегреческий философ, впервые обозначивший проблему человека как морального существа предметом философии – это

а) Демокрит

б) Протагор

в) Сократ

г) Платон

15. Знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости, - считал древнегреческий философ

а) Гераклит

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

16. Познание – это главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания он приходит к объективным истинам познания добра, красоты, блага, считал

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Эпикур

17. Метод получения нового знания, состоящий из двух этапов – иронии и майевтики, ввел в философию

а) Анаксагор

б) Протагор

в) Аристотель

г) Сократ

18. Метод получения нового знания, предложенный Сократом называется

а) метафизический

б) диалектический

в) рационалистический

г) логический

19. «Человек – это моральное существо», - считал

а) Демокрит

б) Протагор

в) Сократ

г) Платон

Ситуационные задания

1. Древнегреческий философ Гераклит сказал: «Солнце каждый день новое». Объясните, какой смысл вкладывал он в эти слова, учитывая его философские взгляды.

2. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил Гераклит. Охарактеризуйте философскую идею, которая содержится в этом высказывании.

3. Древнегреческий философ Протагор сказал: «Человек – мера всех вещей». Объясните, какой смысл вкладывал он в эти слова, учитывая его философские взгляды.

4. Определите, какое свойство мира зафиксировано в высказывании Гераклита «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое».

5. Определите, какое свойство мира зафиксировано в высказывании Гераклита «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все, что происходит – через борьбу и по необходимости».

 

Литература

Обязательная:

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ.ред. Т.И.Фролова. – М.: Политиздат, 1989, ч. 1, гл.

2. Радугин А.А. Философия. М., 1996, т.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2003, раздел

4.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, гл.

Дополнительная:

Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.

Информационный блок

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: