Не то же самое, что «я» небуддистов

Поскольку [существование одного] назначено архиумом,

А [другого] – не назначено.

 

Могут спросить: «Таким образом, эта Сущность Пробуждения, Пространство Реальности, сияющее по своей природе ясным светом, существует как природа Трех Тел, – нечто неизменное и постоянное. Если это так, то не является ли она тем же самым, что и «Я (атман)» сторонников догматических школ небуддистов (mu stegs pa)?» Небуддисты мнимому «я-индивиду» умозрительно приписывают постоянство, поскольку оно неизменно, единичность, поскольку оно немножественно, и самостоятельность, поскольку оно не зависит от условий. Такое приписывание является заблуждением, приписывающим самость пяти бессамостным кучам (скандхам), и [изначальное осознавание] ему не подобно, поскольку, как сказано: «Сам ум – Тело Реальности (дхармакая) – освободившийся от всей паутины умопостроений типа возникновение, прекращение и тому подобное, является несоставным, несделанным, но естественно присутствующим. И кроме того, подобно пространству, он обладает всепронизывающей природой, и поэтому осознается как абсолютная реальность». Таким образом, небуддисты приписывают [ «самости»], выдуманной (созданной) архиумом, несвойственное ей существование. Татхагата же – это изначальное осознавание (пустотная абсолютная реальность), свободное от тождественности или обособленности, обладающее бессамостной природой, и поэтому не являющееся выдуманным «Я» или «мое». Оно не назначается (brtogs pa) концептуальным мышлением, а стало быть, не является тем же самым, что и «Я», которое изобретают небуддисты.

Так, Арья Нагарджуна говорит:

 

Почему Пространство Реальности не является «Я»?

Поскольку и не мужчина, и не женщина,

Свободно от воспринимаемого и воспринимающего.

Как можно помыслить его как «Я»?

 

 

Не то же самое, что Покой шраваков и пратьекабудд

 

[Кармапа] говорит:

 

Не то же самое, что Покой шарваков и пратьекабудд,

Поскольку являет все качества Тел Формы.

 

Что касается Покоя шраваков и пратьекабудд, то сказано, что пока их не призовет Будда, они пребывают только в Покое.

То же говорит Нагарджуна:

 

До тех пор, пока Будда не позовет,

Эти шраваки и пратьекабудды пребывают [в Покое],

Обладая конкретным телом изначального осознавания

И находясь в «бессознательном состоянии»,

Опьяненные созерцательным погружением самадхи.

 

Таким образом, Будды, вышедшие на простор [реальности] и не пребывающие в двух крайностях, это не то же самое, что шарвавки и пратьекабудды, вошедшие в состояние одностороннего (phyogs geig) Покоя. Ведь благодаря силе своего сострадания, не имеющей чего-либо [дуалистически] наблюдаемого, [Будды] являют всё множество разнообразных качеств Тел Формы (Богатства и Воплощения), усмиряющих бесконечное количество усмиряемых существ в соответствии с индивидуальной необходимостью каждого.

То же самое говорится в «Собрании текстов Йога-чары» (mal 'by or spy od pa'i 'bum pa):

 

Благодаря знанию методов не пребывает в Покое,

Благодаря совершенной мудрости не [кружится] в самсаре.

Полностью отбросив два этих крайних варианта,

Не размышляя действует на благо скитающихся существ.

 

 

4.4.7.3. Не то же, что и [тело] чувствующего существа

 

[Кармапа] говорит:

 

Не то же, что и тело чувствующего существа,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: