Задания для практической работы

Задание 1. Охарактеризуйте текст, определив:

1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;

2) тему, основную мысль текста;

3) сферу применения данного текста;

4) его функции;

5) стилеобразующие черты (функциональные свойства) текста;

6) его общие языковые особенности;

7) языковые средства, используемые в данном тексте: а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические, е) графические. Приведите примеры из текста.

Формула счастья

Что такое счастье? Это мгновение, какое-то неуловимое настроение. Так скажет обыватель. Думали ли над этой задачей югорские учёные? Пожалуй, при желании они смогут предложить свою версию на этот счёт. Вообще, есть новая наука, которая умеет измерять степень наслаждения. Нейробиология. В Югорском НИИ пока не открыто такое научное направление. Но кто знает?

Сегодня нас опередили в этом американские и британские учёные. Им удалось вывести формулу счастья, несмотря на то, что понятие это довольно размыто. Профессор Лондонской школы экономики Лорд Лайард уверен, счастье поддаётся определению. “Само определение слова “счастье” проблематично, — говорит Лорд Лайард, являющийся автором книги “Счастье: уроки новой науки”. — Когда вы произносите это слово, оно подобно воздушному шару, парящему в небесах, или чему-то столь же легкомысленному”.

Учёные уверены, что счастье удлиняет жизнь, укрепляет здоровье, повышает иммунитет и производительность труда […], обладает почти магическими свойствами. […]. Сейчас исследователи не в состоянии определить причинно-следственных связей и чётко объяснить, здоров ли человек, потому что счастлив, или счастлив, потому что здоров. Однако в наличии таких связей психологи не сомневаются. По словам профессора психологии Эда Динера, есть доказательства того, что счастливые люди живут дольше, чем несчастные. […].

Что же делает нас счастливыми? Единого ключа к счастью, как утверждает профессор Динер, не существует, есть целый набор важных ингредиентов. Во-первых, родственники и друзья. Чем шире и глубже отношения с окружающими, тем лучше. Говорят даже, что дружба в состоянии ограждать от микробов. Наш мозг контролирует многие механизмы в организме. И, полагают некоторые, точно так же, как стресс может вызывать недуг, дружба и счастье обладают защитным эффектом.

И уж точно известно, не в деньгах счастье. Его не купишь. (По статье А. Ленской // Газета “Новости Югры”).

 

Задание 2. Познакомьтесь с текстами нескольких выступлений. Какими средствами воздействия на слушателей для достижения общей цели речи пользуется каждый оратор?

1.

Дорогие друзья! Уважаемые граждане России!

В эти минуты мы не только сверяем наши часы, мы сверяем наши помыслы и чувства, сверяем ожидания. Наши ожидания с тем, что мы имеем в действительности.

Позади остается еще один год, год радостных и трагических событий, год трудных решений. И все-таки то, что совсем недавно казалось почти невозможным, становится фактом нашей жизни. В стране появились заметные элементы стабильности, а это много стоит и для политики, и для экономики, и для каждого из нас. Мы собрались наконец вместе и собираем Россию, мы поняли, как дорого дается и как высоко ценится достоинство страны. Мы с вами знаем, в эту праздничную ночь далеко не у всех богатый стол, не в каждом доме счастье и успех, и должны помнить об этом, не забывать о том, что у нас еще очень много, очень много работы, но выполнить ее под силу только всем вместе. И тогда обязательно придет время, когда мы будем спокойны и за наших стариков, и за наших детей.

Дорогие друзья! Я знаю, что все вы сейчас уже поглядываете на часы. Действительно, через несколько секунд мы одновременно вступим и в новый год, и в новый век, и в новое тысячелетие. Такое бывает не часто и повторится лишь с нашими потомками, жизнь которых нам сегодня даже трудно представить, и именно им мы оставим в наследство и наши успехи, и наши ошибки. Но в эти мгновения каждый из нас думает о своих любимых и близких.

Хочу пожелать вам того, чего обычно желают своим родственникам и друзьям: здоровья, мира, благополучия и, конечно, удачи.

Счастья вам. С Новым годом. (Новогоднее обращение Президента Российской Федерации).

2.

[…] Сравнивая различные культурно-цивилизационные модели, мы убеждаемся, что наиболее драматичные различия между ними лежат именно в сфере отношения к человеку, понимания роли человеческой личности в мире. Совершенно очевидно, что тема человека, его прав, свобод и ответственности находится на острие всех мировоззренческих споров о том, каким должно стать наше общее будущее, как избегнуть конфликтов между различными нациями, верованиями, традициями.

Начало ХХI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Что несёт эта новая ситуация роду человеческому? Только ли безудержную экспансию западного цивилизационного стандарта, навязываемого всем остальным народам, или существует убедительная альтернатива однополярному миру?

Я глубоко убеждён: всё многообразие Божьего творения не может быть сведено к одной единственной модели существования. Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить всё остальное человечество жить по её законам, органичным и исторически мотивированным для неё самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур.

Мы, православные, готовы уважать мировоззренческий выбор других людей. Но вправе ли мы молча наблюдать, как на месте тысячелетней отечественной духовной традиции пытаются насадить исторически чуждые нашему народу стандарты поведения, нормы жизни? Думаю, такие же вопросы задают себе живущие в России мусульмане, буддисты, иудеи…

Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Полагаю, наше право и обязанность состоят в том, чтобы поделиться им со всем миром. Это, в частности, и пытается ныне сделать Всемирный русский собор (Митрополит Кирилл).

3.

Совсем недавно мне довелось встретиться с новой книгой, которую сейчас держу в руках, — книгой Сергея Сметанина «Лирика для всех». Она увлекла меня в волнующую страну лирики, раскрыла многие секреты и тайны стихосложения.

Как известно, у истоков классической поэтики стояли Аристотель, Буало. В России теория стихосложения разрабатывалась М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, А. Н. Веселовским, В. Н. Жирмунским, Б. В. Томашевским, В. В. Виноградовым и др. Отдельные, но очень глубокие замечания о поэтике оставлены А. С. Пушкиным.

Эта книга отличается от всех других работ тем, что она написана в занимательной форме и дает ответы на многие вопросы, возникающие у начинающих поэтов, учителей-словесников, учащихся, студентов.

Автор книги Сергей Сметанин — поэт, член Союза писателей России, филолог по образованию, человек, вдумывающийся во все многообразие жизни, увлеченный не только поэтическим творчеством, но и теорией литературы, в течение многих лет ведущий занятия с членами сургутского городского литературного объединения «Северный огонек» — умеет объективно оценить написанное и дать хороший совет. Не случайно в книге представлены размышления, удивительные по остроте ощущений и объему, глубине видения проблем практической поэтики.

Раздумья о вопросах поэтики дополняются живыми зарисовками пережитых событий, анализом конкретных ситуаций, рассуждениями о художественно-изобразительных приемах известных русских и начинающих поэтов.

Светом добра, мудрости, сердечного тепла делится автор книг со всеми увлекающимися поэзией.

Работа содержит интересные наблюдения о роли эпитета в создании мелодики лирического стихотворения, о роли метрической схемы и инверсии в поэтической речи. Автор знакомит нас с важными и с научной точки зрения выводами литературоведческого и лингвистического характера, что удивительно, не переставая развлекаться и развлекать читателя. С подобной книгой нас ждет занимательное, увлекательное путешествие в поэтический мир.

4.

Я попросил Бога забрать мою гордыню — и Бог сказал мне: «Нет! Гордыню не забирают, от нее — отказываются!».

Я попросил Бога подарить мне счастье — и Бог сказал мне: «Нет!». Он сказал мне, что даст мне благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня!

Я попросил Бога уберечь меня от боли — и Бог сказал мне: «Нет!». Он сказал, что страдания отдаляют человека от мирских забот и приближают к нему.

Я попросил у Бога духовного роста — и Бог сказал: «Нет!». Он сказал, что дух должен вырасти сам, а он будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить!

Я попросил Бога помочь мне любить других так же, как он любит меня, — и Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чем надо просить!».

Я просил сил — и Бог дал мне испытания, чтобы закалить меня!

Я попросил мудрости — и Бог послал мне проблемы, над которыми приходится ломать голову!

Я попросил мужества — и Бог послал мне опасности!

Я попросил любви — и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи!

Я попросил благ — и Бог послал мне возможности!

Я не получил ничего из того, что просил?!

Задание 3. Прочитайте текст письма старшеклассницы в редакцию одной из газет. Определите главную мысль текста. Согласны ли вы с автором? Почему? Подготовьте устное публичное выступление по выдвинутой в тексте проблеме, доказав или опровергнув правильность высказанного автором письма мнения.

Говорить по-русски?

В своей родной стране я хочу говорить по-русски.

В последнее время я все чаще наблюдаю, как люди вокруг меня пытаются заменить слова «живого великорусского языка» на американские синонимы. Да и сама, признаюсь, иногда поддаюсь этому искушению...

Если честно, я не понимаю, чем американское «о'кей» лучше наших «хорошо, здорово, отлично, классно, чудесно, замечательно, прекрасно, превосходно, великолепно, восхитительно...». Это вроде слова-паразита: сама не замечаю, как оно вылетает во время разговора. Может быть, сказать «о'кей» намного проще, чем выбирать подходящее слово из огромного перечня русских эквивалентов.

Моя подруга говорит «бойфренд» и «супербой», друг — «герлы» (т. е. Девушки), даже восьмилетний брат, уходя в школу, кричит на прощание: «Гуд бай!». Когда он приходит, я слышу не более приятное «хэллоу». Одноклассники, играя на компьютере, иногда вообще применяют нецензурные американские выражения. Ну уж, за ними-то и в русском языке далеко ходить не надо.

Иногда это злоупотребление «крутыми американскими словечками» вообще доходит до предела. Купив пену для укладки волос, я прочла на баллончике: «Быстрый & креативный стайлинг». Я отказываюсь воспринимать эту чушь! Ну почему же «креативный», а не «творческий»? Зачем «стайлинг», если в русском языке есть всем понятные слова «моделирование» или «укладка»? И что это за кривая восьмерка между словами, ведь в нашем языке есть довольно лаконичный союз «и»?

Включая телевизор, то на одном канале, то на другом слышишь давно надоевшее слово «прессинг». Да оно же нам вовсе не нужно! Потому что есть наше, родное «давление». Скажите, чем оно хуже — и я успокоюсь.

В. Даль полагал, что «кто на каком языке думает — тот к тому народу и принадлежит». Может быть, американские слова — своеобразный способ подчеркивания своей «продвинутости»? Есть надежда, что думает-то наш народ все же по-русски. Лихачев говорил: «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение». Получается, что когда когда мы безосновательно заменяем некоторые слова родного языка на американские, мы приобретаем американский образ мыслей.. Этого нужно опасаться. Наш народ самодостаточен.

Разумеется, я не против обогащения нашего языка за счет заимствованных слов. Это естественный и иногда необходимый процесс. Но я против вытеснения наших слов, выражений американскими, против упрощения русского языка, его обеднения. Поэтому я стараюсь говорить по-русски, следуя совету из книги древнегреческих наставлений «Мудрость мудрого Менандра»: «Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно» (Ольга Антипина).

Задание 4. Подготовьтесь аргументированно доказать или опровергнуть одно из данных в упражнении утверждений (тезисов) в публичном выступлении (1,5 — 2 мин.).

1. Красива не красавица, а любимая.

2. Если убивают цвет, процветают бесцветные.

3. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков.

4. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 5. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ).

Задание 5. Проанализируйте публичные высказывания, используя следующий примерный план:

1. Содержание высказывания:

а) правильно ли понята тема, проблема (или вопрос)?

б) рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание?

в) выделена ли главная мысль?

г) заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигает этого?

2. Форма высказывания:

а) удачна ли структура (построение) высказывания? Каковы его композиционные части?

б) удачно ли расположены отдельные факты и выводы (доказать это)?

в) достаточно ли разнообразен (богат) словарный запас говорящего?

г) каков темп речи, ее эмоциональная окраска?

д) какие недостатки в речи вы заметили?

3. Какие советы по совершенствованию монологической речи можете дать говорящему?

 

Задание 6. Ознакомьтесь с рядом советов по овладению речевым мастерством.

  • Найди самого себя, свой образ оратора, индивидуальную манеру, стиль личности, применительно к собственным возможностям, особенностям аудитории, места и времени речи. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего.
  • Учись говорить практически, приобретай опыт речевых «сражений», опыт реальной речевой борьбы: по словам древних, поэтами рождаются, ораторами становятся.
  • Анализируй собственные и чужие выступления, учись находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних.
  • Найди образец и у него учись.
  • Изучай законы и правила риторики (законы — теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Из законов выводятся правила для практического пользования речью).
  • Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей (в судебном красноречии — Плевако, А. Ф. Кони, Пороховщиков и др, в академическом красноречии — Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, В. В. Виноградов, в духовном красноречии — митрополит Кирилл, в политической риторике — Феофан Прокопович, Александр 1, Столыпин, Витте, В. И. Ленин и мн. др.): невозможно стать хорошим оратором, не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность.
  • Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении текстов речей, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы.
  • Читай образцовые тексты (прозаические и поэтические), анализируй их содержание и стиль, декламируй вслух образцы текстов ораторских речей, постепенно выучивая их наизусть, возможно, записывая себя на диктофон, видеокамеру с целью последующего анализа недостатков своего образа оратора (в частности, анализа темпа речи, уместности пауз, интонационных особенностей, словесных повторов, умения стоять или двигаться, использовать жестикуляцию, наличия боязни говорить и ненужной скованности, сосредоточенности на себе, а не на слушателе и материале своей речи и т. д.).
  • Занимайся техникой речи, используя комплекс упражнений на разработку, постановку дыхания, развития ясного и четкого произношения, полетности голоса (По В. И. Аннушкину).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: