Из всех метеорологических факторов наибольшее значение для портостроения, эксплуатации портов и судоходства имеют: ветер, туманы, осадки, влажность и температура воздуха, температура воды. Ветер. Ветровой режим характеризуется направлением, скоростью, продолжительностью и повторяемостью. Знание ветрового режима особенно важно при строительстве портов на морях и водохранилищах. От ветра зависят направление и интенсивность волнения, которые определяют компоновку внешних устройств порта, их конструкцию и направление водных подходов к порту.Господствующее направление ветра должно также учитываться при взаимном расположении причалов с разными грузами, для чего строится ветровая диаграмма (Роза ветров)
Диаграмма строится в следующей последовательности:
- все ветры разбивают по скорости на несколько групп (ступенями 3 –5 м/сек)
1-5; 6-9; 10-14; 15-19; 20 и более.
- для каждой группы определяют процент повторяемости от общего числа всех наблюдений для данного направления:
N, NE, E, SE, S, SW, W, NW.
|
|
- далее последовательно по каждому направлению наносят отрезки соответствующие 1-ой группе, затем 2-й, 3-й и т.д.
В морской практике скорость ветра принято выражать в баллах(см. МТ-2000).
Характер ветра | Баллы | Скорость ветра м/с |
Штиль | ||
Слабый ветер | 1-2 | 1-3 |
Умеренный ветер | 1-4 | 4 -7 |
Сильный ветер | 5 — 6 | 8-12 |
Буря | 7 — 8 | 13-20 |
Шторм | 9—10 | 20-25 |
Жестокий шторм | 25-29 | |
Уpaган | Более 29 |
Температура воздуха и воды. Температуру воздуха и воды измеряют на гидрометеостанциях в те же сроки, что и параметры ветра. Данные измерений оформляют в виде годовых графиков хода температуры. Основное значение этих данных для портостроения состоит в том, что они определяют сроки замерзания и вскрытия бассейна, от чего зависит длительность навигации. Туманы. Туманы возникают в тех случаях, когда упругость водяного пара в атмосфере достигает упругости насыщенного пара. В этом случае водяной пар конденсируется на частицах пыли или поваренной соли (на морях и океанах) и эти скопления в воздухе мельчайших капель воды образуют туман. Несмотря на развитие радиолокации, движение судов в тумане все же ограничено.При очень густом тумане, когда уже на расстоянии нескольких десятков метров не видны даже крупные предметы, иногда приходится прекращать и перегрузочные работы в портах. В речных условиях туманы довольно кратковременны и быстро рассеиваются, а в некоторых морских портах они бывают затяжными и держатся неделями. Исключительным в этом отношении является о. Ньюфаундленд, в районе которого летние туманы иногда держатся 20 дней и более. В некоторых отечественных морских портах на Балтийском и Черном морях, а также на Дальнем Востоке в году бывает 60—80 дней с туманами. Осадки. Атмосферные осадки в виде дождя и снега следует учитывать при проектировании причалов, на которых перегружаются грузы, боящиеся влаги. В этом случае необходимо предусматривать специальные устройства, предохраняющие место перегрузки от осадков, или при оценке расчетного суточного грузооборота учитывать неизбежные перерывы в работе причалов. При этом имеет значение не столько общее количество осадков, как число дней с осадками. В этом отношении одним из “неудачных” портов является Санкт-Петербургский, где при общем количестве осадков около 470 мм в год в отдельные годы бывает более 200 дней с осадками. Данные об осадках получают от Госметеослужбы РФ.
Также, значение размеров осадков необходимо для определения количества ливневых вод, подлежащих организованному отводу с территории причалов и складов через специальную ливневую канализацию.
|
|