а — прямолинейный берег б — выпуклый в — вогнутый
Течения. При строительстве русловых портов на свободных реках следует по возможности не нарушать естественного режима реки устройством выступающих в русло сооружений. Образующиеся в зоне выступающих частей сооружений местные вращательные течения могут быть опасны как для судов, так и для самих сооружений— возможен размыв основания. Кроме того, такое вмешательство в жизнь руслового потока может привести к нежелательным явлениям на прилегающих участках русла реки. При эксплуатационных расчетах учитывают влияние скорости течения на движение судов.У морских побережий течения вызываются различными причинами: ветром, волнами, приливно-отливными явлениями, разницей в температуре, плотности и солености воды и, наконец, разностью широт различных точек моря. Большое влияние на характер морских течений оказывает рельеф дна и конфигурация берега. Наибольшее практическое значение для портостроения имеют ветро - волновые и приливные течения, а также компенсационные течения, возникающиеблиз берегов у естественных или искусственных препятствий.При фронтальном действии ветра образуется нагон, дополняемый перемещением воды вследствие волнения. Скапливающиеся у берега массы воды в отдельных местах узкими потоками периодически прорывают поток, образуя течения с большими скоростями. Если ветер действует под углом к линии берега, то образуются течения вдоль берега, затухающие по мере прекращения шторма. Скорость таких течений достигает иногда 1 м/с и больше. Не представляя опасности для судоходства и сооружений, эти течения нередко являются причиной заносимости подходных каналов и акваторий портов.Заносимость порта определяется количеством осаждающихся в акватории, на каналах и в прибрежной зоне порта твердых частиц грунта в результате действия волнения и речных стоков.
|
|
Обмеление происходит в сторону преобладающего направления волнения в данном месте. Количество наносов зависит от направления и размеров волн: чем острее угол, под которым наносы подходят к урезу, и чем больше сами волны, тем больше наносов перемещается вдоль берега. На прямолинейном отрезке, когда количество поступающих и уходящих наносов совпадает, происходит вдольбереговое движение наносов. На выпуклом берегу при фронтальном подходе волн наносы перемещаются в обе стороны от выступающей части берега и он будет размываться. На вогнутом берегу при фронтальном подходе волн наносы перемещаются навстречу один к другому и происходит наращивание берега.
|
|
|
Приливно-отливные течения, почти не заметные в море, могут достигать значительных скоростей в проливах и устьях рек. Такие явления происходят, например, в горле Белого моря и в устье реки Мезени, где максимальные скорости достигают нескольких метров в секунду. Ледовый режим. Является важным фактором для порта. Характеризуется толщиной льда, его прочностью, сроками образования и вскрытия. Большое значение имеют подвижки ледяных полей, характер ледохода. Плавающий в море лед может быть морского, речного и материкового происхождения.
Основная масса льда в море – морской лед. Температура его замерзания зависит от солености воды (от -0.5°С до -4° С).
Речной лед встречается в море в близи устьев рек.
Лед, образованный, спускающимися с берега ледниками называется материковым и плавает в море в виде ледяных гор «Айсберги».
Паковый – многолетний толстый и плотный лед.
Торосы - нагромождение льдин при сильном сжатии ледового поля.
Припай - неподвижный лед у берегов.
Плавающий лед - при ударах о льды припая при температурном расширении могут передавать большие усилия на гидротехнические сооружения, что необходимо учитывать при проектировании портов.