а – сходящиеся парные молы; б – парные параллельные молы.
При выборе начертания в плане внешних оградительных сооружений следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Волнолом, состоящий из трех частей: основной, средней части и головных участков (голов) проектируется прямолинейным. Нежелательно создание излома волнолома в плане, направленного внутрь порта (для избежания концентрации волновой энергии); в случае необходимости создания такого излома входящий угол должен быть не менее 160 градусов. Допустимо устройство волнолома с изломом в плане в сторону моря: образуемый внутренний угол должен быть в пределах 120-160 гр.
2. Основной окаймляющий мол состоит из четырех частей: корневой, морской, переходной, соединяющей корневую и морскую часть и головного участка (головы). Корневой участок проектируется прямым. Морской участок проектируется прямым или с изломом. Корневая часть располагается под прямым или острым углом к берегу в сторону порта (в пределах 60-70 гр.); длина корневой части зависит от размеров порта. Морская часть мола, если мол проектируется без излома, располагается под углом 30-50 гр. К берегу, что облегчает условия захода судов в порт.
|
|
3. Второй мол, ограничивающий пределы порта с другой стороны, проектируется в плане прямым или ломаным, располагается перпендикулярно берегу или под острым углом (70-80гр.) с наклоном в сторону порта. При ломаном начертании мола отдельные его участки наклоняются в сторону порта.
НАЧЕРТАНИЕ В ПЛАНЕ ПРИЧАЛЬНОГО ФРОНТА
Различают следующие конфигурации причального фронта в плане:
- фронтальная;
- пирсовая;
- ковшовая;
- смешанная;
- пирсово-ковшовая;
- фронтально – пирсовая и др.
Фронтальное расположение причалов - причалыразмещаются вдоль прямых или ломаных линий, располагаясь один за другим вдоль береговой линии.
Достоинства:
- более простая по форме акватория;
- облегчается маневрирование судов;
- уменьшается возможность скопления льда на акватории;
- упрощается создание широкой портовой территории. Это особенно важно при строительстве комплексов для погрузки контейнеров и других специализированных причалов, требующих больших складских площадей.
Недостатки:
- менее компактная растянутая компоновка порта;
- требуется удлинение сухопутных и водных подходов;
- возникает необходимость устройства железнодорожных путей на каждые 5-6 причалов.
Варианты фронтального расположения причалов
а - прямое; б - ступенчатое; в - с изломом в сторону территории порта;
г - с изломом в сторону акватории порта
Пирсовое расположение причалов. Пирс – это гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию порта под прямым или острым углом к береговой линии. Причальный фронт создается вдоль длинных сторон пирса. На пирсах можно располагать большое число причалов на участках береговой полосы небольшой протяженности. На узких пирсах шириной 10-60 метров с каждой стороны чаще всего располагаются один или два причала. Такие пирсы используются в качестве специализированных причалов, они обычно не оборудуются ЖД путями. На узких пирсах устанавливаются специализированные перегрузочные машины и оборудование.
|
|
Широкие пирсы используются для генеральных и других грузов, для перегрузки которых необходимо размещать на пирсах ЖД пути и транзитные склады. На широких пирсах шириной 250-300 м. Для рационального использования их площади устраивается не менее трех причалов. При сооружении группы пирсов между ними образуются бассейны, при достаточной ширине которых обеспечиваются удобные подходы к причалам.
Варианты пирсового расположения причалов
а – узкий пирс; б – широкий пирс, расположенный под прямым углом к берегу;
в и г - широкий пирс, расположенный под острым углом к берегу
Ковшовое расположение причалов - используетсяприограниченных размерах акватории и недостаточной длине береговой линии, пригодной для возведения причалов. Территория. В которую врезается ковш, должна иметь достаточную ширину, пологий рельеф и состоять из мягких грунтов. Порт может иметь один или несколько ковшей, расположенных перпендикулярно к береговой полосе или под некоторым углом.
Варианты ковшового расположения причалов
а - в порту на открытом побережье; б – в морском устьевом порту.
Смешанное расположение причалов - это комбинация из выше рассмотренных схем.
Фронтально-пирсовая схема применяется при наличии акватории достаточных размеров и при недостаточной длине береговой полосы, пригодной для возведения причалов. Если береговая территория соответствует условиям устройства ковшей, может быть также применена пирсово-ковшовая схема расположения причалов.