Территория порта этоучасток берега, на котором располагается портовое хозяйство: сооружения, здания, дороги и т.д., т.е. все то, что обеспечивает эффективное обеспечение погрузо-разгрузочных работ, снабжение судов и создает нормальные условия для высокопроизводительной и безопасной работы сотрудников порта.
Портовая территория состоит из пяти функциональных зон:
1. Операционная зона:
- комплексы перегрузочных механизмов;
- причальные открытые и закрытые склады;
- перегрузочные фронты железнодорожного и автомобильного транспорта.
2. Производственная зона:
- районные мастерские;
- материальные и инвентарные склады;
- здания с административными и бытовыми помещениями;
- тыловые крытые и открытые склады;
- железнодорожные парки;
- автомобильные дороги.
3. Зона общепортовых объектов:
- база портофлота;
- центральные мастерские;
- центральный склад снабжения флота;
- здание трансфлота;
- служебные здания портовой клиентуры;
- инфлот;
- здания служб энергоснабжения, связи, военизированной охраны;
- другие объекты общепортового назначения.
4. Предпортовая зона:
- управление портом;
- базы Министерства внешней торговли;
- административные здания других организаций, базирующихся в порту.
5. Зона пассажирских операций:
- морской пассажирский вокзал с территорией для стоянки автотранспорта и участками дальних и пригородных сообщений.
Иногда на территории порта располагаются сортировочные железнодорожные станции и парки отстоя вагонов.
НАЧЕРТАНИЕ В ПЛАНЕ ВНЕШНИХ ОГРАДИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
По расположению оградительных сооружений порты могут быть отнесены к типам:
1. Порты без оградительных сооружений с естественной защитой, расположенные в бухтах или в устьях рек, в закрытых или открытых бассейнах (б. Золотой Рог, б. Находка).
2. Порты, расположенные в открытых бухтах, с дополнительной защитой одиночными молами и волноломами.
3. Порты на открытых побережьях, защищенные системой волноломов и молов.