Компоновка порта и Районирование

 

Компоновкой порта называется размещение его элементов таким образом, чтобы обеспечивались:

- нормальное судоходство на акватории расчетных для данного порта судов;

- высокая организация и механизация перегрузочных работ;

- эффективное взаимодействие всех видов транспорта, сходящихся в порту;

- комплексное обслуживание судов по снабжению и ремонту в период нахождения в порту.

Условия, влияющие на компоновку порта можно разделить на две группы:

Общие условия связаны с техническим прогрессом, под влиянием которого происходит расширение торгово-транспортных связей, образование больших потоков грузов определенных направлений. Благодаря стремлению сократить затраты при доставке грузов создаются новые транспортные средства. Современные тенденции совершенствования флота заключаются в создании специализированных, универсальных и комбинированных судов.

К специализированным судам относятся: танкеры, рефрижераторы, углерудовозы, лесовозы, автомобильные и ЖД паромы, контейнеровозы, пассажирские, лихтеровозы и некоторые другие.

При малой загрузке судов в обратном направлении и при неустойчивых грузовых потоках эффективность использования специализированных судов уменьшается. В этих случаях целесообразно использовать современные универсальные суда с большим раскрытием палубы, позволяющее перевозить любые грузы: лес, руду, уголь, контейнеры и оборудование.

Комбинированные суда: танкеры-рудовозы, грузопассажирские и т.д.

Крупные суда целесообразно использовать на маршрутах большой протяженности при массовых и устойчивых грузопотоках.

На коротких маршрутах целесообразно использовать суда сравнительно небольшой грузоподъемности, но приспособленные для быстрой загрузки и выгрузки.

При компоновке порта в таких случаях следует учитывать необходимость создания больших территорий для накопления грузов. На планировку порта существенное влияние оказывает характер преобладающих грузов. При преобладании навалочных и нефтеналивных грузов в связи с большими осадками судов компоновку порта могут определять водные подходы и оградительные сооружения. При преобладании контейнерных грузов на планировку порта окажут влияния тыловые площадки и сухопутные подходы. Для генеральных грузов компоновку порта определяет Прикордонная часть территории и технология грузовых работ.

Местные условия это условия естественного режима, т.е. физико-географические факторы в районе порта, а также условия, вызванные особенностями расположения города. План порта, отражающий рациональную компоновку акватории и территории должен отвечать следующим требованиям:

1. Эксплуатационные требования к компоновке порта включают:

- обеспечение безопасных условий судоходства на акватории порта;

- высокую организацию и механизацию перегрузочных работ;

- эффективное взаимодействие всех видов транспорта;

- комплексное обслуживание судов в период нахождения в порту.

2. Технические требования обеспечиваются выбором современных экономических конструкций оградительных, причальных и других оградительных сооружений и технологии строительства порта, позволяющие в сжатые сроки вводить новые перегрузочные комплексы.

К техническим относятся требования к перегрузочному оборудованию, способствующему интенсификации перегрузочных операций.

1. Экономические требования – Критерием оценки наилучшего оптимального варианта является экономический показатель. Он определяет минимальные общие затраты с учетом стоимости перевозки грузов, стоимости строительства порта и расходов по его содержания в процессе эксплуатации.

2. Требования районирования Районирование – взаимное расположение районов порта.

Номенклатура районов современного порта включает:

- грузовые районы для генеральных, навалочных, лесных и тд. грузов;

- пассажирские районы;

- районы комплексного обслуживания судов.

Грузовой район состоит из перегрузочных комплексов – совокупность тех. Средств, причалов, закрытых и открытых складских площадей, средств механизации, зданий, транспортных и инженерных коммуникаций.

При больших грузопотоках строятся специализированные перегрузочные комплексы:

- для контейнеров;

- для погрузки- выгрузки судов горизонтальным способом;

- для обслуживания перевозок лихтеровозами;

- для обслуживания паромных перевозок;

- для генеральных грузов, в том числе перевозимых на судах, специализируемых по направлениям перевозок для скоропортящихся грузов;

- для отдельных видов опасных грузов;

- для массовых навалочных грузов;

- для зерна;

- для лесных грузов (пиломатериалы, круглый лес, щепа);

- для сырой нефти и нефтепродуктов;

- для сжиженных газов и наливных химических грузов;

- для наливных пищевых грузов (спирты, масла, вина, патока).

Районы различного предназначения располагают с учетом естественных факторов, особенностей грузов и судов. Районы, принимающие суда с большими осадками, рекомендуется располагать на участках с большими естественными глубинами, которые чаще всего находятся вблизи от ворот порта.

Для портового флота выделяют отдельный участок, который по эксплуатационным соображениям следует также располагать ближе к выходу порта.

Стоянка технического флота располагается в стороне от транспортной части порта. а судоремонтный район располагается там, где не наблюдается даже небольшого волнения, так как в нем будут находиться суда с разобранными машинами, и только при полном отсутствии волнения можно вводить суда в доки и поднимать их на эллинги.

Районы нефтеналивных и других жидких грузов, опасных в пожарном отношении, всегда располагаются в отдалении от сухогрузных причалов, они должны располагаться на расстоянии не менее 200-300 м от других причалов порта.

В районах сухогрузных причалов для устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на пассажиров предусматривают разрывы между отдельными грузовыми участками в пределах от 100 до 500 м.в зависимости от рода груза. Так удаление угольного участка от районов химических, лесных грузов и от причалов для оборудования должно быть не менее 100 м; от участков генеральных грузов – не менее 200 м; от причалов зерновых грузов, сахара-сырца, скоропортящихся грузов не менее 300 м; от грузопассажирских причалов и причалов открытого хранения соли – не менее 400 м.

Угольные причалы допускается размещать рядом только с рудными причалами и причалами минеральных строительных материалов.

Участки, на которых перерабатываются пылящие грузы и грузы с неприятным запахом размещаются с подветренной стороны по отношению к другим участкам и городу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: