Швартовные устройства и отбойные приспособления

Назначение швартовных устройств и отбойных приспособлений.

Для нормальной эксплуатации причалы должны быть оснащены целым комплексом вспомогательных устройств. Важнейшими являются устройства, предназначенные для защиты причалов от повреждений при подходе и стоянки судов у причалов, так называемые отбойные приспособления, и устройства, которые позволяют закрепить суда у причалов и ограничить их перемещения под воздействием ветра и течений, так называемые швартовные устройства.

Отбойные приспособления могут быть двух типов: в виде жестких конструкций и типа амортизаторов. Жесткие отбойные приспособления только защищают от повреждений те элементы причала, которые непосредственно соприкасаются с судном.

 

В этом случае нагрузки от судов полностью воспринимаются причальными сооружениями.

 

Отбойные приспособления типа амортизаторов, кроме непосредственной защиты конструкций, поглощают часть энергии швартующегося судна, применяются на причалах для крупнотоннажных судов.

 

Отбойные приспособления должны иметь относительно небольшие размеры к причальной линии, быть простыми и надежными в работе и легко взаимозаменяемыми. Кроме того, отбойные приспособления должны выполняться из недефицитных материалов и иметь невысокую стоимость.

 

Надежная и безопасная эксплуатация судов, стоящих у причалов, наряду с применением отбойных приспособлений обеспечивается наличием достаточного числа удачно размещенных швартовных канатов и швартовных устройств, к которым относятся тумбы, рымы, гаки.

 

 

Швартовные канаты.

Канаты могут быть изготовлены из стальных проволок, органических и искусственных волокон. Стальные канаты отличаются между собой числом прядей, числом проволок в прядях, характером свивки и т.п. Канаты из органических волокон в зависимости от вида применяемого материала могут быть пеньковыми, манильскими и сизальскими, которые изготавливаются из волокон соответственно конопли, бананового дерева и агавы. Канат пеньковый может быть несмоленый (бельный) и смоленый (не боится сырости). Для изготовления швартовных канатов в последнее время все чаще применяют синтетические материалы: нейлон, капрон, перлон. По своим эксплуатационным свойствам (прочности, водостойкости, гибкости и т.п.) эти канаты значительно превосходят лучшие канаты из растительных волокон. Важнейшими характеристиками швартовных канатов являются их разрывные усилия и их деформативные свойства. При стоянке судна у причала оно закрепляется с помощью швартовных канатов, заводимых за швартовные устройства.

 

Все швартовные канаты делятся на следующие группы: носовые, кормовые, прижимные, шпринги (рис. а)

 

 


Схемы швартовки судов и расстановки тумб и палов

а – швартовка на причале общего назначения; б – расстановка палов нефтепричала с односторонней швартовкой; в – швартовка танкеров у нефтепричала; 1 – кормовые продольные; 2 – прижимные; 3 – шпринги; 4 – носовые продольные; 5 – концевые (усиленные) тумбы; 6 – штормовые (усиленные) тумбы; 7 – рядовые тумбы; 8 – швартовные палы; 9 – основные отбойные палы; 10 – вспомогательные отбойные палы (для малых судов); 11 – технологическая площадка; 12 – соединительная эстакада

При проектировании специализированных причалов для возможности рациональной расстановки швартовных устройств и отбойных приспособлений необходимо соблюдать некоторые соотношения для расстояний между палами (рис. б), которые на основании практических данных находятся в пределах: A/L = 1,25 – 1,55; E/L = 0,4; D/L = 0,5; D1/L< 0,3; C/L = 0,1; P/L = 0,4 – 0,7.

В зависимости от размерений конкретных судов и их расстановки у причала необходимо также определять углы швартовов в вертикальной плоскости. Длина носовых и кормовых продольных 60 – 120 м, прижимных 40 – 80, шпрингов 30 – 70 м. Указанные рекомендации в конкретных условиях нередко приходится корректировать.

На причалах в виде набережных-стенок для штучных, навалочных и других грузов, обслуживающих суда различных размерений, швартовные тумбы устанавливают на расстоянии 0,5 – 1 м от линии кордона с шагом 20 – 30 м вдоль причала. Иногда, особенно в районах с сильными ветрами, при швартовке крупнотоннажных судов, кроме основных рядовых прикордонных тумб, устанавливают более мощные тумбы у концов причалов (рис. а). Для восприятия усилий при штормах дополнительно устанавливают штормовые тумбы в тыловой зоне, т.е. обычно за подкрановыми и ЖД путями. После получения штормового предупреждения и прекращения перегрузочных работ на причале швартовы заводят за эти тумбы.

На специализированных причалах, например для танкеров, швартовные тумбы располагают несколько иначе, обеспечивая наиболее надежное раскрепление судна при действии ветра и волнения. Основные швартовные устройства – тумбы монтируют на швартовных палах. Дополнительные тумбы меньшей мощности могут быть установлены на технологической площадке других конструкциях сооружения (рис. в).

Иногда для крупнотоннажных судов устанавливают швартовные бочки, на которые заводят дополнительные швартовы. Также могут быть установлены отдельно стоящие сооружения, не соединенные с конструкцией самого причала, для восприятия горизонтальных нагрузок при швартовке – палы.

Швартовные устройства.

Наиболее распространенным видом швартовного устройства являются тумбы, которые выполняются пустотелыми из чугуна и стали. Причальные тумбы стандартизированы, Размер тумбы подбирается исходя из значения швартовного усилия для расчетного судна. Тумбы могут быть одноголовые и двухголовые (рис. а, в). Применяются также тумбы с круглым симметричным козырьком, которые иногда называют битенгами (рис. б).

Виды швартовных тумб

а – одноголовая;

б – с ассиметричной головой – битенг;

в - двухголовая

 

 

Опорная плита тумбы устанавливается непосредственно на поверхности бетона верхнего строения с подливкой цементного раствора и прикрепляется к сооружению анкерными болтами. Для швартовки катеров и малотоннажных судов используются рымы, кольца или скобы. Кроме того, около места установки рымов закрепляются стремянки, облегчающие выход из малых судов на территорию у причала.

 

Отбойные приспособления.

Можно разделить на несколько групп: деревянные, гидравлические и гидропневматические, пружинные, резиновые и т.д.

 
 

Наиболее простым видом отбойного приспособления из дерева являются рамы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: