Методика оценки технического уровня создаваемой техники

Технический уровень машины – величина, показывающая количественное изменение совокупности ее параметров по сравнению с аналогичными параметрами машин, принимаемых за эталон.

В сочетании с экономичностью и высокими эксплуатационными показателями технический уровень машины так же определяет и ее высокие потребительские свойства, наиболее полно отражающиеся в конкурентоспособности этой машины на мировом рынке.

В целом качество машины определяется, с одной стороны, ее потребительскими свойствами, с другой – стабильностью ее параметров в заданных режимах и условиях эксплуатации в течение всего срока службы, т. е. надежностью машины.

Под свойством качества машины понимают ее объективную особенность, проявляющуюся при создании, эксплуатации, испытаниях, техническом обслуживании и ремонте. Показатели качества машины могут быть единичными, если они относятся к одному свойству, или комплексными, если они относятся к нескольким свойствам машины.

Совокупность показателей качества характеризует категорию качества машины, которая, в свою очередь, определяет технический уровень машины. Существуют три категории качества: высшая, первая и вто­рая.

Машины высшей категории качества по технико-экономическим показателям должны соответствовать либо превосходить лучшие отечественные и мировые образцы, быть конкурентоспособными на внешнем рынке, иметь стабильные показатели, соответствовать техническим усло­виям и требованиям международных стандартов.

Машины первой категории качества по технико-экономическим показателям должны соответствовать современным требованиям стандартов и удовлетворять потребностям народного хозяйства.

К машинам второй категории качества относят машины, не соответствующие современным требованиям, морально устаревшие, подле­жащие либо модернизации, либо снятию с производства.

В общем виде технический уровень машины определяется комплексным показателем:

(2.7)

где ni – число учитываемых показателей качества;

mi – коэффициент весомости i-го показателя;

ki – оценка i-го показателя качества.

Порядок оценки категории качества машины следующий:

1) определяют номенклатуру показателей качества и их числовые значения;

2) выбирают машины-аналоги;

3) определяют относительные показатели качества, для чего сравнивают показатели качества оцениваемой машины с соответствующими показателями машины-аналога;

4) определяют комплексный показатель качества Ко оцениваемой машины, что и позволяет отнести ее к той или иной категории. В качестве аналога выбирают лучший современный отечественный или зарубежный образец серийно выпускаемой машины того же типа и размера, что и создаваемая машина, предназначенная для выполнения одних и тех же технологических операций и работающая в одних и тех же условиях.

Количественная оценка каждого показателя ki есть величина относительная и в общем виде определяется из следующего выражения:

, (2.8)

где Рi – значение каждого свойства, входящего в i-й показатель оцениваемой машины;

Pai – значение каждого свойства, входящего в i-й показатель машины-аналога, перспективного образца или по нормативу.

Полученные значения ki для каждого показателя используются для определения комплексного показателя Ко.

Для оценки категории качества машин приняты следующие показатели технического уровня:

1. Классификационные показатели К1, включающие типоразмер оцениваемой машины, главный параметр и тип базовой машины. Главный параметр (грузоподъемность, емкость и т.д.) наиболее полно характеризует типоразмер машины и ее эксплуатационные возможности.

2. Показатели назначения К2, характеризующие эксплуатационные, технологические возможности машины, уровень ее технического совершенства и оцениваемые основными параметрами машины (мощностью, усилием на рабочем органе, частотой вращения, скоростью движения, давлением и др.).

3. Показатели надежности K3, определяемые такими свойствами, как ресурс до первого капитального ремонта или до списания, удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания, коэффициент технической готовности.

4. Показатели технологичности К4, включающие такие свойства, как удельная трудоемкость изготовления, коэффициент сборности, материалоемкость.

5. Показатели эргономичности K5, определяющие соответствие машины нормированным санитарно-техническим требованиям работы оператора (температура, уровень шума, вибрация, освещенность и др.).

6. Показатели стандартизации и унификации К6, включающие коэффициент применяемости, определяемый как процентное отношение разности общего числа деталей объекта и числа оригинальных деталей в нем к их общему числу, и коэффициент повторяемости, определяемый как процентное отношение повторяющихся деталей к общему их числу в объекте.

7. Показатели технической эстетики К7, включающие композиционную целостность форм технического объекта (машины), их внешнюю и внутреннюю гармонию, товарный вид.

8. Показатели патентно-правовые К8, состоящие из оценки патентной чистоты и патентной защиты как в РФ, так и за рубежом.

Показатели классификационные, назначения, технической эстетики определяются на основании экспертной оценки по баллам, остальные показатели – методом установленных расчетов.

Нетрудно убедиться,что показатели техническогоуровня машин в основном соответствуюттехническим требованиям,предъявляемым квновь создаваемым машинам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: