Для ясного понимания сути паллиативной медицины проведемсравнительный анализ радикальной медицины и паллиативной терапии.
Радикальная медицина ставит своей задачей во что бы то ни стало вылечить больного или максимально продлить его жизнь. Смерть воспринимается как абсолютный враг, в исключительно негативных тонах. Жизнь на земле — единственная и самая большая ценность, никакая иная не может заменить ее ни на земле, ни на небесах. Соответственно этой установке знание болезни и умение ее лечить является высшей целью радикальной медицины. Профилактика заболеваний становится гарантией успеха в борьбе с ними. Доступность радикальной медицины определяется ее гарантированной бесплатностью. Адекватность лечения оценивается фактором времени, скорость лечебного эффекта является важнейшим показателем качества лечения. Конфиденциальность в лечении гарантируется законом; тайна диагноза является неукоснительным принципом, который может быть применим во многих случаях и к самим пациентам, если речь идет о неизлечимости и смертельном прогнозе. Иерархия взаимоотношений в медицинских учреждениях традиционно строится по принципам командной системы; процесс лечения строго регламентирован многочисленными приказами, методическими письмами, гарантируя соблюдение единого подхода к лечению.
|
|
Паллиативная медицина выступает альтернативой радикальной медицине. Само понятие «паллиатив» означает косвенное решение вопроса, когда прямое оказывается недоступным.
Как самостоятельное направление паллиативная медицина оформилась не так давно. Этому событию предшествовало, во-первых, развитие реаниматологии в 50-60-х годах XX века. Появление тысяч больных, перенесших клиническую смерть и «припомнивших» опыт «посмертного существования», заставило общество переменить мнение о границах смерти. В обобщенном виде эти исследования опубликовал доктор Моуди в книгах «Жизнь после жизни» и «Жизнь после смерти» в 1966 г. Оказалось, что прекращение работы сердца и мозга еще не означало самой смерти, а переживания самих пациентов, порой подтвержденные свидетелями, указывали на перспективу иной жизни, вне физического тела. В то же время американская исследовательница Элизабет Кублер-Росс, работавшая с умирающими онкологическими больными, обобщила их проблемы и особо отметила, что в период угасания функций тела часто наблюдается духовный всплеск. В остающиеся для жизни дни душа растет с небывалой быстротой, меняя ценности и реализуя все свои потенциальные возможности, которые не были актуализированы.
Третьим фактором, предварившим развитие паллиативной терапии, были работы Станислава Грофа, который пытался снять психические компоненты боли, каковыми являются тревога, страх, отчаяние. В своих экспериментах доктор Гроф использовал психотропные препараты ЛСД, а затем методы голотропного дыхания. Эти приемы вызывали особые состояния психики или измененное сознание, когда чувства и ожидания пациентов реализовывались через образы и видения. Как и у доктора Моуди, больные отмечали изменения пространства и времени и ощущали свое «Я» независимым от физического тела. Происходила своеобразная репетиция смерти, в которой ее реальность ставилась под сомнение. Все эти открытия посеяли в обществе интерес к проблемам смерти, и в первую очередь к умиранию (3).
|
|
Итак, паллиативная медицина приходит тогда, когда болезнь невозможно вылечить. Основополагающим принципом паллиативной медицины является признание естественности смерти. Второй постулат паллиативной медицины довольно трудно усваивается медиками, воспитанными в традициях радикальной медицины. Звучит он так: процесс родов наиболее благоприятен для ребенка и матери, если он протекает естественно, соответственно биологическим ритмам обоих, когда в него не вмешиваются извне. Точно так же, если запущена программа смерти, то недопустимо тормозить умирание или стимулировать, ускорять его. Именно здесь особенно важна забота врача о душе пациента, которая предполагает помощь больному в том, чтобы выстоять перед лицом фатально неизбежных страданий. И конечно, речь идет, прежде всего, о формировании способности принять и вынести страдания. Здесь необходимо обеспечить условия для улучшения качества оставшейся жизни человека.
Таким образом, одной из основных задач паллиативной медицины является взятие под контроль симптомов болезни, что означает не излечение, а уменьшение или уничтожение субъективной остроты симптомов, сведение к минимуму страданий пациента. Вторым значимым моментом является организация ухода за больным при максимальном сохранении его психической стабильности. Широко известно, что самые блестящие операции не могут гарантировать выздоровления, если не организован правильный уход. Третьей, ведущей задачей паллиативной медицины является создание качества жизни для пациента.
Забота о пациенте осуществляется комплексно, с точки зрения четырех аспектов помощи: медицинской, психологической, социальной и духовной.
Специфика паллиативной медицины, декларирующая в первую очередь интересы пациента, исходит из древней традиции, когда осужденному на смерть давалось право высказать свое последнее желание. Естественность такого подхода самоочевидна, но это накладывает особый отпечаток на условия содержания пациента: как на режим, так и на его обслуживание:
1. право пациента либо находиться, либо не находиться в хосписе поддерживается имеющейся у него возможностью в любой момент посетить свой дом без выписки;
2. возможность для родственников находиться рядом с больным столько, сколько нужно и той и другой стороне;
3. каким бы оригинальным ни казалось то или иное желание пациента, однако по мере возможности оно выполняется, если это может как-то облегчить ситуацию больного, его переживания.
Медикаментозный, активный, «агрессивный» подход к ведению больных, принятый в радикальной медицине, уступает иной тенденции: исходить в решениях из природы; отдавать после купирования боли приоритет духовным вопросам. Попытаться обеспечить максимальную сохранность пациента до самого его конца с возможно более полным удовлетворением его потребностей. Содействовать росту его души, исходя из вечности его существования.
|
|
Итак, принципы паллиативной медицины, поддерживаемые ВОЗ таковы:
1. Утверждать жизнь и рассматривать смерть как нормальный процесс.
2. Не ускорять и не замедлять смерть.
3. Обеспечивать облегчение боли и других беспокоящих симптомов.
4. Объединять психологические и духовные аспекты ухода за больным.
5. Предлагать систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца; и чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти (5).
Последний принцип приближает паллиативную медицину к позициям семейной медицины, так как ориентирован на поддержку не одного лишь пациента, а всей семьи.
Практическим воплощением принципов паллиативной терапии является хосписная служба, призванная заботиться об умирающем больном.
В средние века помощь умирающим была делом монастырей, где и возникли первые хосписы. Само слово «хоспис» имеет латинское происхождение и означает «странноприимный дом». В таких приютах, богадельнях паломники и возвращавшиеся из крестовых походов рыцари находили кров, а многие из них - последнее прибежище. Поворот медицины «лицом к умирающему больному» произошел на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени.
Прообраз современного хосписа можно найти также в 1879 г., когда Мэри Эйкенхед, основательница ордена сестер милосердия, открыла в Дублине (Ирландия) приют девы Марии, главной задачей которого была забота об умирающих, т.к. в те годы в крупных городах Европы было множество бедняков, обитавших и умирающих прямо на улицах. В 1952 г. основательница католического ордена сестер милосердия мать Тереза открыла в Калькутте первый дом для умирающих «Нирмал Хридай» (в переводе с хинди — «чистое сердце»). Однако медицинская сторона помощи умирающим была здесь отнюдь не ведущей. Это учреждение возникло в стране третьего мира. В те годы Индия лидировала как поставщик в медицинские школы западных стран человеческих скелетов, изготавливаемых из невостребованных» трупов (средняя цена экспоната составляла 100 долларов). Мать Тереза и ее помощницы подбирали на улицах Калькутты несчастнейших из несчастных стариков, калек, прокаженных. Некоторых удавалось спасти, но для большинства это означало более достойную смерть, включая соответствующий человеческому достоинству «последний путь».
|
|
Современное хосписное движение связано с именем доктора Сесилии Сандерс, работавшей с терминальными онкологическими больными в 60-70-х гг. XX в. в Англии. С этого времени и отмечается всеобщий интерес к развитию паллиативной медицины.
Как правило, в современных хосписах обслуживание пациента ведет команда специалистов, в которую входят не только лечащий врач и медперсонал, но и социальный работник, священник и волонтеры. Так священник обеспечивает духовную поддержку пациента и его семьи; а добровольцы - члены хосписной команды, особые друзья пациента и его родственников. Задания, получаемые добровольцем, рассчитаны приблизительно на 3-5 часов в неделю. Область услуг добровольцев: дружеские визиты, утешение, выполнение поручений и покупки, не свойственные социальному работнику и другим членам команды; телефонные беседы, оказание помощи в транспортировке, уход во время отсутствия членов семьи в нерабочее и ночное время, чтение, рукоделие, помощь при кормлении, развлекательная деятельность.
Социальный работник принимает на себя ответственность за социально-бытовой и психологический компонент ухода. Его первичные обязанности включают: оценку потребностей пациента и семьи, оказание услуг и ведение документации о предоставляемых услугах. В частности, социальный работник помогает в оформлении документов, написании писем; содействует в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством; консультирует пациента и членов его семьи об имеющихся ресурсах помощи для удовлетворения их потребностей; координирует перемещения пациента, привлекая к работе семью и команду специалистов; принимает участие в организации ритуальных услуг; координирует действия по обслуживанию семьи после смерти пациента; участвует в подготовке и организации работы добровольцев.
Ирина Николаевна Дашук
Интеграция зарубежного и регионального российского опыта
социальной работы