Сельскохозяйственная академия»

 
 

 

 


Е. П. Колеснёва

 

 

ВЫСТАВОЧНАЯ И ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СИСТЕМЕ

МАРКЕТИНГОВЫХ

КОММУНИКАЦИЙ

 

Лекция для студентов специальности

1-26 02 03– маркетинг

 

 

 

Горки 2005

  1. Ярмарки и выставки: история и сущность

Важнейшим средством рекламного воздействия является участие в выставках и ярмарках, которые предоставляют широкую возможность демонстрации рекламируемых изделий. На выставках и ярмарках предприятие решает множество задач, используя для этого буквально все средства маркетинговых коммуникаций – рекламу (пе­чатную, электрон­ную, экранную, наружную, сувенирную), коммерческую пропаганду (вы­ставки обычно освещаются в СМИ), связи с общественностью (выставки посещают предста­вители государственных и административных структур), личные продажи (в виде распрода­жи образцов либо заключения контрак­тов) и др.

Ярмарки зародились как коммерческое мероприятие рыночного характера, главная цель которых – сбыт продукции, заключение и осуществление коммерческих сделок по демонстрируемым товарам.

Ярмарочная торговля является традиционной формой торговли, имеющей достаточно древние исторические корни. Наиболее древней считается Арская ярмарка возле Казани (середина XIII века). В связи с тем, что купцы, направлявшиеся на эту ярмарку, подвергались нападению со стороны татар, царь Василий III основал новую ярмарку в Васильсурске в 1524 году. Позднее ярмарка переносится под Нижний Новгород. Именно здесь и была проведена первая Всероссийская ярмарка в 1886 году. Она продолжалась 120 дней, на ней было представлено 9700 экспонатов на площади 25 тыс. кв. саженей. Председателем ярмарочного комитета был Савва Морозов.

Возрождение ярмарочной деятельности произошло в 1950 году. Основные цели проведения ярмарок: реализация излишних товарно-материальных ценностей, использование в государственной и кооперативной торговле.

Наибольшей популярностью пользуются оптовые ярмарки, в основные задачи которых входят: закупка товаров, формирование хозяйственных связей по поставкам продукции и заключение договоров поставки, а также содействие деловым контрактам, изучение спроса и предложения на конкретные товары и исследование рыночной конъюнктуры, продвижение на рынок новых товаров посредством проведения рекламных мероприятий, ознакомление покупателей с опытными образцами изделий, выявление потенциального спроса.

Руководит подготовкой и проведением ярмарки ярмарочный комитет и дирекция ярмарки.

Ярмарочный комитет является коллегиальным органом и избирается самими участниками. Дирекция ярмарки является исполнительным

 

органом ярмарочного комитета. Дирекция берет на себя ответственность по оперативному руководству работой ярмарки.

Выставка – публичная демонстрация достижений тех или иных отраслей, основная цель которой – обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы. Привлекая потребителей, выставки становятся могущественным орудием сближения стран и ведут к установлению торгово-промышленных связей, росту экспорта, открытию новых рынков сбыта.

Согласно «Положению о международной выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и за ее пределами», утвержден­ному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.1997 г. №890 (Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1999г. №882), «Выставкой называется мероприятие, предназначенное для демонстрации товаров и услуг посетителям на специально оборудованных стендах в целях их потенциальной продажи (предоставления) потребителям» [1].

Первая промышленная выставка была устроена во Франции, в Па­риже, в 1798 году, а Первая Всемирная выставка – в Лондоне в 1851 году. В России первая выставка продукции отечественного производ­ства состоялась в 1829 году в Санкт-Петербурге, вторая – в Москве в 1831 году, третья – в Санкт-Петербурге в 1833 году, а четвертая – в Москве в 1835 году. С 1848 года Указом правительства России были учреждены Всероссийские выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, попеременно через каждые четыре года на пятый.

При представлении изделий на Всероссийскую выставку экспонент обязан был приложить объявление о состоянии своего предприятия, количестве оборудования, рабочего персонала и т.п. На расходы по учреждению выставки и на издержки по комитету из государственного казначейства выделяли соответствующую денежную сумму. Продан­ные на выставке товары налогом не облагались. Покупателям они отдавались только в день закрытия выставки. Достоинства товаров определялись специальной комиссией, количество экспертов в которой должно было составлять не менее трех человек. Фабрикантам присуждались публичная похвала и одобрение в описании выставки, денежные премии, медали, право использования государственного герба на вывесках и изделиях, высочайшее благоволение, серебряные и золотые медали для ношения на шее на орденских лентах и ордена. Мастерам и рабочим присуждались похвальные листы, малые серебряные медали и медали для ношения в петлице, денежные премии.

В 1935 году II Всероссийский съезд колхозников обратился в центральные органы власти с предложением об организации в Москве постоянной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Предложение было принято, и в 1939 году состоялось открытие выставочных павильонов.

С 1956 года на территории этой выставки начала работу промышленная выставка. В 1959 году после реорганизации трех выставок (сельскохозяйственной, промышленной и строительной) была образована самая значимая в тот период времени выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).

В Республике Беларусь наиболее крупными устроителями выставок являются национальный выставочный центр «Белэкспо», выставочное общество «Экспофорум», акционерное общество «Центр поддержки предпринимательства «Центр ХХI век»», закрытое акционерное общество «Техника и коммуникации», государственное выставочное объединение «Республиканский выставочный центр». «БелЭКСПО» и «Экспофорум» вошли в «Союз выставок и ярмарок», учрежденный в 1991 году как добровольное общество.

В настоящее время на выставках и ярмарках демонстрируются новинки, заключаются сделки, осуществляется частичная или полная торговля со стенда и пр. Поэтому основные различия между этими понятиями стираются и становятся непринципиальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: