Эстетический идеал этноса

60 Это, прежде всего, знаменитые навершия из Александрополя и Слоновской Близницы, пластины из Гюновки (Отрощенко 1978, с. 26, цветная вкладка) и Геремесова кургана, а также штамп для бляшек с Каменского городища (Шрамко 1970, рис. 2, 2), бляшки из Чертомлыка с богиней у алтаря.

Для классического времени такую информацию получить сравнительно легко по изображениям, сделанным определенно или предположительно не греками, а самими скифами. Кроме каменных изваяний (из их числа исключаются поздние экземпляры из Западного Крыма, создававшиеся под влиянием греческих изображений), это предметы торевтики (имеются в виду те, на которых не копируется явно античная иконография). Последние, содержащие наиболее детализированные фигуры, происходят фактически лишь с низовьев Днепра по обоим его берегам60.

61 На последнем схематичном изображении М.В. Горелик без достаточных, на наш взгляд, оснований видит не кафтан, а воинские доспехи (ср.: Горелик 1971).

Для обоих полов на собственно скифской торевтике характерны крупная голова, довольно массивная шея, круглое лицо, маленькие рот и круглые глаза, часто — сросшиеся узкие брови. У женщин, кроме того, маленькая грудь, сравнительно короткие ноги и крепкие руки. Мужские фигуры имеют очень узкую талию, довольно тонкую шею и подчеркнуто выступающие контуры прически (Гюновка, Геремесов курган61). На изваяниях, в отличие от металлических изделий, часто подчеркнуты широкие плечи, а талия, напротив, практически не выделена; здесь всячески подчеркивались длинные вислые усы.

Судя по размещению костюмного декора, в облике мужчины зрительные акценты были сделаны на оформлении прически, отделке бортов и разных частей рукавов кафтанов, на пестрых тканях штанов. У женщины резко выделялся декор трех участков, размещенных по краям контура тела и в его центре — парадного головного убора, края рукавов платья и носков туфель. Мастерицы, изготовлявшие одежду для взрослых женщин, стремились никоим образом не подчеркивать (силуэтом или декором) такие части тела, как грудь и бедра, демонстрировать волосы. Характерна любовь к ярким цветам (алый, пурпурный, оранжевый, синий и др.), к пестроте тканей, которые, видимо, часто были полосатыми.

На следующей странице - иллюстрации к разделу

nextpage

Иллюстрации к главе книги:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: