Ремонт основного оборудования насосных и компрессорных станций

РЕМОНТ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ

-1-емонт центробежных насосов, являющихся основным обору­дованием НС, ведут агрегатно-узловым способом. Он сводится к демонтажу изношенных (вышедших из строя) и монтажу за­ранее подготовленных (новых или отремонтированных) агре­гатов и узлов. Ремонт узлов и агрегатов осуществляют цен­трализованные базы производственного обслуживания (ЦБПО), состоящие из выездных (ВРБ) и оперативных (ОРБ) ремонт­ных бригад. В состав ВРБ, выполняющих плановые работы, входят 7—10 чел.: слесари по ремонту механического обору­дования (2—3 чел., IV—V разряд), электросилового оборудо­вания и системы электроснабжения (3—4 чел., IV—VI раз­ряд), а также слесари по ремонту средств автоматики и КИП (2—3 чел., IV—VI разряд). Для проведения неплановых ре­монтных работ создают оперативную ремонтную бригаду из 4—5 чел.

Ремонт технологического и электротехнического оборудова­ния, средств автоматики и КИП осуществляют по графику,


который составляют с учетом времени, отработанного обору­дованием, а также данных, полученных при испытаниях и измерениях. Исходный материал для составления графика на новый год — графики ремонтов и технического обслуживания текущего года с отметкой о выполнении запланированных ре­монтов, вахтенные и ремонтные журналы.

Система технического обслуживания и ремонта (ТОР) обо­рудования строится:

по наработке — сюда относят магистральные и подпорнке насосы и их привод, маслонасосы, компрессоры, водяные на­сосы, насосы откачки утечек и другое оборудование;

по календарному времени (мероприятия ТОР проводят через определенные промежутки)—сюда включают систему автоматики и КИП, устройства релейной и автоматической за­щит, электросиловое оборудование, арматуру, технологические трубопроводы и т. п.

По данным эксплуатации ремонтный цикл и межремонтный период работы насосов в основном совпадают с межремонтным периодом электродвигателей. Большинство технологических установок НС работает в длительном непрерывном режиме с высокой степенью загрузки. Для этих установок принимают девяти- или шестипериодный ремонтный цикл: К—ТгТ2 — 7, — Г2 — Г, — Г2 — Г, — Г2 ~ К или К — 7\— Т2~ Т{— Т2 7\ — К, элементами которого являются капитальный К и текущие ремонты первого Т\ и второго Т2 видов. Независимо от этого на всем протяжении ремонтного цикла осуществляют техни­ческое обслуживание ТО в процессе эксплуатации установок.

Текущий ремонт необходим для предупреждения отказов, уменьшения интенсивности ухудшения технического состояния и восстановления работоспособности обдрудования. При его проведении заменяют и восстанавливают отдельные части аг­регатов, проводят их регулировку.

Текущий ремонт подразделяют на два вида, которые разли­чаются между собой периодичностью проведения работ, их содержанием и применяемыми техническими средствами. При текущем ремонте первого вида узлы не надо транспортировать на ЦБПО. Его проводят без вскрытия крышки насоса. Текущий ремонт второго вида предусматривает разборку насоса (без демонтажа с фундамента), замену ротора на резервный или отремонтированный. Вынутый ротор доставляют на ЦБПО.

Цель капитального ремонта — достижение исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса оборудования, любые части которого (включая базовые) заме­няют или восстанавливают, а затем регулируют. Капитальный ремонт насосов, как правило, осуществляют на ЦБПО. Ремонт фундамента, демонтаж, а затем монтаж насоса проводит ВРБ..

При аварийных отказах оборудования возникает необходи­мость в проведении непланового ремонта, выполняемого пер­соналом ОРБ и не входящего в систему ТОР. 252


Нормы продолжительности ремонтного цикла и межремонтного периода основных и вспомогательных насосов

А Б

Продолжительность между ТО, ч..................................... 700—1000 700

То же, между текущими ремонтами вида:

первого... ".................................................................... 4200—6000 4200

второго................................................................................ 8400—12 000 —

Продолжительность ремонтного цикла, годы.................... 8—10 4—5

Примечание. А — насосы магистральные серии НМ и подпорные серии НМП, Б — насосы вспомогательных систем.

Срок гарантии безотказной работы новых насосов серий НМ и НМП устанавливает завод-изготовитель. Он должен со­ставлять не менее 2 лет. Гарантированная наработка до пер­вого капитального ремонта — не менее 8 лет.

Для магистральных, подпорных насосов и насосов вспомо­гательных систем установлены типовые объемы работ. Техни­ческое обслуживание осуществляет вахтенный персонал службы механика. Он включает в себя следующие работы: проверку состояния фланцевых и резьбовых соединений, приточно-вы-тяжной вентиляции в блок-боксе магистрального насоса; масла в маслобаках (и отбор пробы масла); герметичности торцовых уплотнений ротора насоса; проверку и поддержание в исправ­ном состоянии подъемных устройств и ремонтных приспособ­лений; проверку герметичности сальниковых уплотнений раз­делительной стенки блок-контейнера.

При обнаружении утечки нефти через торцовые уплотнения необходимо остановить насосный агрегат для их замены и осуществить переход на резервный насосный агрегат. Для предотвращения попадания нефти в маслосистему необходимо включить в работу резервный маслоагрегат, а также провести химический анализ масла на содержание нефти. При обнару­жении нефти в маслосистеме масло следует заменить.

При первом текущем ремонте выполняют все операции, предусмотренные ТО, а также остановку подлежащего ремонту насоса и обеспечение мероприятий по технике безопасности и пожарной безопасности; подготовку транспортных средств, подъемных механизмов и приспособлений, инструментов и т. п.; проверку герметичности запорной арматуры и вспомогатель­ных трубопроводов.

При текущем ремонте первого вида проверяют состояние подшипников, торцовых уплотнений, зубчатой муфты насоса и заменяют смазку муфты. Для этого снимают кожух торцовых уплотнений, торцовую крышку опорно-упорного подшипника, крышки подшипников скольжения и изменяют радиальные за­зоры во вкладышах подшипника с помощью свинцовых оттис­ков, натяга крышки на вкладышах подшипника. Результаты измерений заносят в ремонтный формуляр. Помимо этого про­веряют состояние всех деталей торцовых уплотнений, при не­обходимости заменяют их новыми или отремонтированными. Разборку, сборку и регулирование торцовых уплотнений про-


водят в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. По окончании (ремонтных работ проверяют центровку и подготавли­вают насосный агрегат к пуску. Пуск и проверку работы его под нагрузкой проводят в установленном порядке. Вышедшее из текущего ремонта оборудование считается принятым в экс­плуатацию после проверки его состояния и испытания в рабо­чем режиме в течение 8 ч.

При текущем ремонте второго вида выполняют все преды­дущие операции и, кроме этого, производят вскрытие насоса с заменой ротора в сборке, подшипников скольжения, шарико­подшипников, независимо от состояния деталей, осуществляют пришабровку новых вкладышей по валу и проверку прилегания вкладышей к корпусу подшипника. Перед разборкой и после сборки ротора насоса замеряют радиальные зазоры между уплотнительными втулками ротора, уплотнительной втулкой рабочего колеса и самим рабочим колесом. Измерения проводят в четырех точках по периметру (вверху, внизу, слева, справа). Результаты измерений заносят в ремонтный формуляр. Пол­ную разборку, дефектацию и восстановление деталей ротора, а затем его балансировку выполняют на ЦБПО.

Оборудование из ремонта принимают в эксплуатацию в описанном ранее порядке.

При капитальном ремонте заменяют вал, рабочее колесо, подшипники скольжения и качения, уплотняющие втулки, про­веряют состояние корпуса и патрубка насосов. При обнаруже­нии трещин во фланцевых соединениях и разъемах чугунный корпус насоса заменяют новым. На насосах со стальным кор­пусом обнаруженные дефекты устраняют с помощью сварки.

Демонтаж подлежащего капитальному ремонту насоса и монтаж нового или заранее отремонтированного насоса осу­ществляет персонал ВРБ. При этом проводят дефектацию и ремонт фундамента с заменой при необходимости анкерных ■болтов, установку и монтаж насоса, центровку агрегата, ги­дравлические испытания при избыточном давлении, превышаю­щем рабочее на 0,5 МПа, и опробование насоса под нагрузкой в течение 24 ч.

РЕМОНТ ГАЗОТУРБИННЫХ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ

В соответствии с регламентом технического обслуживания на газотурбинные газоперекачивающие агрегаты (ГГПА) опре­делены два вида планового ремонта: средний и капитальный. Средний ремонт — комплекс профилактических ремонтных ра­бот на отдельных узлах ГГПА, выполняемых с целью восста­новления эксплуатационных характеристик агрегата при па­дении номинальной мощности не более чем на 15 % для ГТК-Ю, ГТН-9, ГТ-6-750, ГТК-16 и не более чем на 25% для ГТ-700-4, ГТ-700-5, ГТ-750-6 и обеспечения его надежной эксплуатации 254


до ближайшего капитального ремонта. При среднем ремонте
з обязательном порядке проводится дефектация отработавших-,
эксплуатационный ресурс узлов и деталей.;

Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации основного и вспомогательного оборудования агре-< гата, замене отработавших заводской ресурс составных частей, в том числе и базовых, регулировке и испытании систем, вы­полнении работ по восстановлению эксплуатационных харак­теристик агрегата при падении номинальной мощности более чем на 25 % для ГТК-Ю, ГТН-9, ГТ-6-750, ГТК-16 и более чем: на 35 % для ГТ-700-4, ГТ-700-5, ГТ-750-6.

Средний ремонт ГГПА проводится при наработке 8000— 12 000 ч, а капитальный — через 16 000—25 000 ч. Перед выво-. дом ГГПА в плановый ремонт необходимо выполнить запла­нированный вид технического обслуживания.

Продолжительность ремонта зависит от его вида, числа де­фектов и степени выработки основными деталями и узлами; ресурса, но не должна превышать 6 % от продолжительности межремонтного периода (наработки).

При среднем ремонте осуществляют вскрытие, разборку и< промывку узлов осевого компрессора (ОК), ТВД и ТНД на­гнетателя и редуктора. В процессе ремонта определяют вели-, чину износа и наличие дефектов в деталях и узлах, замеряют зазоры проточной части агрегатов, проводят замеры по подшип­никам и уплотнениям, дефектоскопию лопаточных аппаратов ОК, ТВД и ТНД; ремонт и замену газовых, воздушных и мае-лозащитных уплотнений, проверяют систему охлаждения диска ТНД; проводят ревизию или ремонт подшипников, камеры сгорания, насосов смазки и уплотнения, прокачку маслоси-стемы; ревизию фундамента, подтягивают анкерные болты, проверяют работу систем вентиляции и отсоса паров из кар­тера подшипников и рамы маслобака.

При капитальном ремонте дополнительно к перечисленным операциям проводят ремонт роторов с заменой дефектных лопаток, балансировку роторов, осуществляют ремонт турбо-детандера, внутренней изоляции ТНД и ТВД, проводят реви­зию и ремонт маслоохладителей, системы регулирования и за­щиты, запорной арматуры, воздухозаборной камеры, поплав­ковой камеры и аккумулятора масла, чистку маслопроводов и их прокачку.

Полный перечень работ при ремонтах ГГПА определяется инструкциями по обслуживанию и ремонту агрегатов и дру­гими нормативными документами.

Технологическая последовательность проведения ремонтных работ отражается в сетевом графике. Поскольку ремонты от­личаются друг от друга объемом работ и числом ремонтного персонала в бригадах, перед каждым ремонтом типовой сете­вой график конкретизируется в зависимости от результатов комплексного обследования агрегата.


Средние и капитальные ремонты фиксируются за счет амортизационных отчислений, предназначенных для частичного восстановления основных фондов. Размеры затрат на прове­дение ремонта определяют сметой, при составлении которой используют соответствующие прейскуранты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: