В Откровении 2:2 Иисус отмечает ефесскую церковь за то, что она “испытала тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашла, что они лжецы...”. А во 2-ом послании к Коринфянам 11:13-15 Павел, снова говоря о некоторых служителях среди коринфян. Он описывает их как “лжеапостолов, лукавых делателей, принимающих вид Апостолов Христовых”, и затем дает комментарии по этому поводу:
“И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” (2
Кор. 11:14-15).
Таким образом, становится совершенно ясным, что есть необходимость испытывать тех, кто называет себя апостолами, и если те оказываются неспособными пройти испытание — отвергнуть их как лжецов, Иисус возлагает ответственность именно на Церковь.
Но для того, чтобы отвергнуть ложное, мы должны сначала узнать, как определить истинное. Так, как же нам распознать подлинных апостолов?
Во-первых, нам следует знать, что на самом деле означает слово “апостол”. Буквальный перевод греческого слова “апостол” звучит так: “тот, которого послали”. Человек, которого никто не “посылал”, не может быть апостолом.
В Послании к Ефесянам 1:22-23 Павел говорит о том, что Иисус был поставлен “...выше всего, главою Церкви... которая есть Тело Его...”. Таким образом, именно Иисус, являясь главою Церкви, посылает апостолов. Однако, во 2- ом послании к Коринфянам Павел говорит:
“Господь есть Дух (т. е. Святой Дух)...” (2 Кор. 3:17).
Это означает, что Иисус — Господь над Церковью, а Дух Святой — Господь в Церкви. Примером этому служит то, как в Антиохии были назначены и посланы апостолы:
“В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, ‘отпустили их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр...” (Деян. 13:1-4).
Иисус, являясь главой над Церковью, действовал через Святого Духа — Своего божественного, личного представителя в Церкви.
С самого начала все пятеро мужчин, упомянутых в Деяниях 13:1, называются “пророками и учителями”. После того, как Варнава и Павел были посланы, их стали называть “апостолами”, как, например, в Деяниях 14:14:
“Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...” (Деян. 14:14).
Павел и Варнава получили право называться “апостолами” именно потому, что были посланы из Антиохии.
Далее в Деяниях 16:1-4 описывается, как ученик по имени Тимофей был взят Павлом и совершал служение вместе с ним в качестве члена его команды. В этом смысле Тимофею также подходит титул “апостол” — т.е. “посланный”. Это подтверждается в 1-ом послании к Фесса- лоникийцам, которое начинается обращением от имени трех лиц: Павла, Силуана и Тимофея. Далее в том же Послании, в 6-м стихе 2-й главы, Павел так же говорит от их имени:
“Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы...” (1 Фес. 2:6).
Это место Писания показывает, что Тимофей, будучи послан вместе с Павлом и Силуаном, отождествлялся с ними как апостол.
Во 2-ом послании к Коринфянам Павел пишет:
“Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами” (2 Кор. 12:12).
Таким образом, совершенно очевидно: люди знали и ожидали, что всякое подлинное апостольское служение должно подтверждаться соответствующими сверхъестественными знамениями. И первый подтверждающий признак, о котором упоминает Павел — это такая отличительная черта характера, как “всякое терпение” (выносливость, способность переносить испытания). Когда все остальные уже готовы сдаться и все бросить, именно апостол продолжает стоять перед лицом всякого противостояния и разочарования.
“Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так-что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит...” (2 Кор. 1:8-10).
Затем Павел также отмечает “знамения, чудеса и явления сил”. Служение апостола должно подтверждаться реальными чудесами. Детальное изучение Нового Завета показывает, что проповедь Евангелия должна постоянно подтверждаться сверхъестественными доказательствами, описанными в Послании к Евреям: “при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле...” (Евр. 2:4).
За шестьдесят лет, которые я ходил с Господом, я удостоился чести познакомиться кое с кем из замечательных Его слуг. Я не сомневаюсь, что некоторые из них достойны того, чтобы называться апостолами. В частности, я думаю о двух мужах Божьих: один из Африки, а другой из России. Их служения время от времени подтверждались сверхъестественными чудесами и оставили за собой множество насажденных ими церквей. Это и есть основные духовные признаки апостола: знамения, чудеса и рожденные поместные церкви.
Однако, согласно Новому Завету, наличие чудес само по себе не обязательно является достаточным подтверждением апостольского служения. Во 2-ом послании к Фессалоникийцам 2:9 Павел предупреждал, что антихрист (“беззаконник”) будет засвидетельствован “всякою силою и знамениями и чудесами ложными”. И будет он посланником сатаны.
Сверхъестественные знамения должны быть соединены с правильным учением. В Деяниях 2:42 говорится, что крестившиеся в день Пятидесятницы “постоянно пребывали в учении Апостолов”. Это показывает, что учение подлинного апостола должно находиться в гармонии со всем откровением Нового Завета во всех основных направлениях.
Однако и одного лишь правильного учения самого по себе также не достаточно. Оно должно проистекать из такого образа жизни, когда каждый день является демонстрацией тех истин, которые проповедуются устами апостола. В Послании к Ефесянам 3:4-5 Павел говорит, что тайна Христа была открыта в сем веке “святым Апостолам Его и пророкам”. Открытая истина всегда должна идти рука об руку со святостью жизни.
В 1-ом послании к Фессалоникийцам 2:10 Павел от лица Силуана, Тимофея и себя самого призывает фессалоникийцев быть свидетелями того, “как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими...”.
Основным плодом апостольского служения является поместная церковь. Во- первых, и более всего, апостол знает, как закладывать правильное основание поместной церкви. Обращаясь к коринфянам, Павел говорит:
“...я... как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем...” (1 Кор. 3:10).
Кроме того, апостол также служит различным нуждам поместной церкви и после ее основания. Бог может использовать его для того, чтобы нести ободрение, исправление, выговор и наказание. По отношению к поместной церкви апостол - “мудрый строитель” — архитектор. Он разбирается в строительстве и может проследить за каждой его стадией, начиная с заливки фундамента и заканчивая водружением крыши.
Краткий анализ служения апостола ведет к двум выводам. Во-первых, христианские служители, претендующие на звание апостола, должны соответствовать стандартам, изложенным в Новом Завете. Во-вторых, если в поместную церковь приезжают служители, претендующие на звание апостолов, то на руководителей церкви возлагается ответственность за то, чтобы проверить достоверность их звания на основании стандартов Нового Завета.
Приложение 2