Особенности банка как субъекта хозяйствования

 

Банк представляет собой субъект хозяйствования, выполняющий для участников экономической деятельности на договорных условиях универсальный перечень банковских операций.

Специфика банка заключается в том, что данный субъект хозяйствования можно рассматривать и как торговое предприятие (купля денежных ресурсов для последующей их перепродажи), и как производственное предприятие (производитель инновационных банковских продуктов и услуг), и как предприятие сферы услуг (расчетно-кассовое обслуживание, андеррайтинг и т.д.), и даже как научно-исследовательский институт (разработка новых технологий, развитие теории банковского дела и в целом экономической теории).

Такая многогранность банковской деятельности выражается в его традиционных функциях. Посредническая функция - важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего посредничество в кредите. Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов, как наличными, так и безналичными денежными средствами. Функцией банка является также стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных ресурсов и их перераспределения в целях улучшения структуры производства и обращения. Доходы и сбережения превращаются в капитал. К функциям банка можно также отнести - функцию регулирования денежного оборота. Банки являются центрами денежного и платежного оборотов. Через них создаются возможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа.

Целями банка как субъекта хозяйствования и как субъекта собственности являются получение максимально возможной прибыли и как следствие – эффективное управление, высокое качество обслуживания.

Однако, если рассматривать банк как элемент банковской системы, то цели банка будут несколько иными:

· качественное финансовое посредничество и обслуживание на максимально возможном уровне качества финансовых операций своих клиентов;

· достижение позиций успешного, конкурентоспособного, развивающегося кредитного института;

· создание нормальных условий для функционирования всех остальных элементов финансовой системы страны;

· внесение посильного вклада в развитие банковского бизнеса в научной, технологической и практической областях, направленного на увеличение эффективности банковской системы, повышение ее конкурентных преимуществ на мировой арене;

· формирование новых традиций банковского бизнеса, основанных в первую очередь на гражданской и социальной ответственности.

Основными функциями банка в этом случае будут являться:

· обеспечение стабильного, качественного денежного обращения;

· создание необходимой для нормального функционирования экономики финансовой инфраструктуры.

Для банков приоритетным и наиболее сложным вопросом является эффективное управление, обеспечивающее выживание в конкурентной борьбе, долгосрочный рост капитализации, получение высокой прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Движущие силы банка неоднородны. К их главным составляющим относят собственников банковского капитала, желающих получить максимальную прибыль, профессиональных финансистов, желающих продать свои навыки и профессионально реализоваться, субъектов экономики, нуждающихся в финансовых услугах.

Мотивацией движущих сил служат экономические интересы. В экономических интересах участников экономической деятельности непосредственно отражаются их экономические отношения.

Так, экономические интересы собственников банковского капитала и наемных банковских служащих прямо определяются их местом в системе экономических отношений. Интерес одного – получение максимальной прибыли, интерес другого – дороже продать свои навыки и профессионально реализоваться. В экономических интересах движущих сил выражены пути и способы удовлетворения их потребностей.

К примеру, извлечение прибыли, в чем заключается экономический интерес собственников (акционеров) банка, является способом удовлетворения их личных потребностей и потребностей их банковской деятельности. Получение более высокой заработной платы и реализация карьерных целей – интерес наемного банковского работника – также есть способ удовлетворения потребностей его самого и его семьи. Реализация экономических интересов движущих сил банка выступает одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. И этот способ определяется местом каждого из них в существующих экономических отношениях банка.

Методологическая сложность банковской деятельности отличает данный субъект хозяйствования от других предприятий со строго обозначенным технологическим циклом. Банк – прежде всего финансовый посредник, предоставляющий специфические услуги – финансовые, состоящие, как правило, в передаче свободных денежных средств от держателей (участников экономической деятельности, желающих «отложить потребление») к кредитополучателям-инвесторам, испытывающим дефицит ресурсов. За финансовое посредничество банки взимают плату, формирующую их прибыль и создающую возможность дальнейшего развития. Чем более привлекательными для держателей будут формы банковских пассивов и для кредитополучателей-инвесторов формы банковских активов, тем больше у банка возможности осуществить банковские услуги в условиях межбанковской конкуренции.

Еще более очевидны отличия банка от экономических объектов производственной сферы, где, несмотря на высокую сложность технических и технологических процессов, значение человеческого фактора соизмеримо с качеством основных фондов.

Именно повышенная роль человеческого фактора в банковской деятельности (субъективная составляющая), связанная в некоторых случаях с принятием решений на интуитивно-подсознательном уровне, формирует во многом нематериальную основу банка и отличает ее от других экономических объектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: