Особенности определения стоимости банковской продукции

 

 

В банковском ценообразовании применяется два основных метода:

- затратный;

- ценностной.

Затратный метод является преобладающим. Этот метод основан на построении цены от депозитного процента к кредитному.

«Первой ценой» является цена услуги по привлечению средств вкладчиков, то есть депозитный процент. Формирование депозитного процента определяется ранее действовавшей величиной такого процента, прогнозом инфляции, анализом конкурентной среды и еще рядом факторов.

Затем к депозитному проценту добавляется надбавка, призванная покрыть издержки банка и сформировать достаточный для него уровень прибыльности операций. На этой основе формируется «стартовая» ставка кредитного процента, величина которой затем варьируется для клиентов в зависимости от условий кредитной сделки и уровня кредитного риска.

Ранее использовавшийся депозитный процент


 

Прогноз изменения инфляции
Депозитный процент
Издержки (З) и желаемая прибыль (П) банка
Кредитный процент

 


Конкурентная ситуация

 

Рис. 12 – Схема затратного метода

 

Цена кредитных услуг, то есть договорный процент за кредит складывается из трех элементов:

1. основной процент;

2. договорная надбавка;

3. договорная скидка.

Основной процент – это средняя цена кредитных ресурсов для данного банка. Она зависит от величины учетной ставки, уровня процентов по межбанковским кредитам и процентов, начисляемых по вкладам. При этом реальная цена ресурсов отличается от рыночной, скорректированной на величину обязательных резервов:

Реальная цена Средневзвешенная рыночная цена ресурсов

кредитных ресурсов = 100 - Норма отчисления в фонд регулирования х 100

Кредитных ресурсов

 

Альтернативой затратного метода ценообразования является ценностный (маркетинговый) подход: от кредитного процента к депозитному.

Кредитный процент, которого от таких фирм можно добиться
Типы кредитов, которые им хотелось бы получить
Хорошо управляемые и растущие фирмы  

 

Желаемая прибыль банка
Нормативные издержки деятельности банка
Депозитный процент
Прогноз изменения инфляции

 


?

 

Конкурентная ситуация

 


Рис. 12 – Ценностный метод ценообразования

В логике этого метода отправной точкой является идентификация целевой группы заемщиков, то есть хорошо управляемых и явно растущих фирм, нуждающихся в кредитных ресурсах для ускорения своего роста. В этом случае банку необходимо идентифицировать кредитные нужды этих потенциальных кредитополучателей, то есть понять, какие типы кредитов и на какие сроки такие кредитополучатели хотели бы получить. Затем решается классическая задача – определение предельного уровня цены (кредитного процента), которую такие кредитополучатели готовы будут заплатить за предоставленные им в пользование денежные ресурсы.

Вычитая из такой ставки кредитного процента требуемую величину доходности по кредитным операциям, мы определяем предельно допустимую величину издержек по привлечению и организации использования денежных средств вкладчиков. Уменьшаем эту величину на сумму нормативных издержек осуществления банковской деятельности, определяем предельно приемлемую для банка величину депозитного процента, которую далее анализируем с учетом прогноза инфляции и условий конкуренции.

Кроме рассмотренных, существует еще ряд альтернативных методов ценообразования:

- чисто затратное (модель «издержки плюс»);

- целевое, на основе анализа безубыточности и желаемой нормы прибыли;

- ценностное;

- по рыночным ставкам;

- партнерское;

- по модели «ценового прорыва»;

- премиальное.

 


1 3


фактически в «идеале»

1 – расходы

2 – сила связи с клиентом

3 - доходы

Рис. 14 - Фактическая и «идеальная» структуры ценообразования

Трансфертная цена – это цена, используемая внутри банка при расчетах между ее самостоятельными подразделениями для отнесения затрат на определенные центры прибыли. При расчете показателей, оценивающих работу отдельных центров ответственности, добавляется величина трансфертной цены, которую получает одно подразделение при продаже своего продукта другому. В целом по банку оценка результатов его деятельности остается прежней, так как на уровне центра консолидации доходы одних подразделений и расходы других нейтрализуются.

Специфика трансфертного ценообразования в коммерческих банках состоит в том, что ресурсы, поступающие в банк, обезличены и перераспределяются внутри банка в зависимости от потребностей конкретного периода. При этом они все имеют разную цену, и понять, по какой цене в итоге получены средства тем или иным подразделением, сложно, что порождает трудности в определении эффективности различных операций.

При введении трансфертного ценообразования необходимо четко определить его цели и задачи, которые можно сформулировать следующим образом:

Ø измерение результатов деятельности;

Ø управление рисками;

Ø деловое планирование (принятие решений).

Подразделения
Заработная плата, накладные расходы
Финансовое управление
Доход от деятельности
Валовой доход
Себестоимость финансирования и услуг
Маржа
Затраты прямые/косвенные
Чистый доход

 


Рис. 15 - Механизм трансфертного ценообразования.

Таким образом, трансфертное ценообразование позволяет решить проблему измерения результатов деятельности путем учета себестоимости финансирования и стоимости предоставленных услуг, элиминировать процентные и валютные риски, распределить капитал по подразделениям банка и строить систему вознаграждения с учетом конечных результатов деятельности каждого подразделения.

Введение трансфертного ценообразования обеспечивает:

Ø расчет себестоимости внутренних финансовых ресурсов;

Ø определение цены при передаче ресурса из одного подразделения в другое;

Ø установление системы взаимодействия подразделений привлекающих и размещающих ресурсы.

Существует несколько методов формирования трансфертной цены. В мировой банковской практике наиболее часто применяются следующие методы:

Ø средних затрат, основанных на необходимых затратах по уплате процентов;

Ø единой рыночной или единой общей ставки;

Ø единого пула, в котором все обязательства рассматриваются как единый источник средств для финансирования активов;

Ø можественного пула, в котором образовано несколько групп обязательств, соотнесенных с различными группами активов, в соответствии со сроками действия или характеристиками изменения цен;

Ø совпадающих сроков активов и пассивов;

Ø установления отпускных цен на основе средневзвешенных предельных издержек.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: