Экономическое содержание цены. Виды и классификация цен. Внутренние и внешние факторы, влияющие на цену туристического продукта, услуги

 

Цена выполняет ряд важных экономических функций:

1) Распределительная функция состоит в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяется между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.

2) Стимулирующая функция цены – это влияние на увеличение производства и потребления одних товаров и сдерживание производства и потребления других, а также стимулирование повышения качества продукции, освоения новых видов товаров и услуг.

3) Ориентирующая функция цены заключается в том, что уровень цены является информацией для покупателя и продавца о качестве производимого блага. Ценовое регулирование непосредственно влияет на объем продаж, величину получаемой прибыли, рентабельность и экономическую устойчивость фирмы.

 

Цена – экономический инструмент, наиболее подвластный изменениям. Изменяя цену, фирма может оперативно реагировать на изменение спроса. Потенциальные туристы быстрее реагируют на изменение цены, чем на изменения предлагаемых услуг.

 

Под понятием "цены туристической услуги" понимают определенное количество денежной массы, которую покупатель должен заплатить за ее единицу. Цена определяет денежные расходы, которые должен понести покупатель, чтобы приобрести определенное благо и иметь возможность пользоваться эквивалентно определенными выгодами и пользой. Цену и полезность услуги закладывают в основу каждой экономического соглашения.

Цена определяет приобретут ли вообще продукт, – который из конкурирующих между собой продуктов найдет признан у клиента.

Поскольку клиент постоянно сравнивает полезность услуг и цену, то последняя с центральным элементом стратегии конкуренции. В случае вхождения на рынок новых туристических предприятий обработки ценового предложения может иметь большее значение, чем издание рекламной продукции. Отсутствие информации или неполная информация о цене подвергает сомнению репутацию предприятия и приводит к тому, что клиент может обратиться к конкурентам. Установка и публикация цены не исключает дальнейших переговоров купли-продажи продукта. Если информация о продукте подается без цены, то она считается неполной с правовой точки зрения и не является предложением, а только приглашением к рассмотрению.

Большая удельная доля овеществленного труда и незначительный материальный характер туристических услуг доказывают, что как производителям, так и потребителям трудно определить оптимальную формулу определения цены на услуги.

В туристическом бизнесе, как и в других сферах экономики, применяют многие виды цен. Разница цен в ежедневных сделках купли-продажи заключается в учете в цене соответствующей ставки налога на добавленную стоимость. Согласно этому, можно классифицировать цену brutto и цену netto.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

· оптовые, закупочные, розничные;

· тарифы грузового и пассажирского транспорта;

· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Согласно природы туристической услуги, можно выделить следующие основные виды цен:

- тариф – абсолютно обязательная цена (например, за услуги перевозки пассажирским транспортом, в основном общественным);

- оплата – разновидность абсолютно обязательной цены (например, местная оплата, которую называют экологической или климатической). Этой оплатой облагаются туристы, которые пользуются средствами размещения в достопримечательностях на туристической территории. Она предназначена органами территориального самоуправления и составляет особую разновидность налогов;

- предоплата (booking) – денежная квота, которую берут, например, заблаговременный заказ туристического мероприятия в туристическом агентстве;

- вход – на экспозиции, ярмарки, спектакли к соответствующим объектам или рекреационных мест, за участие в спортивных праздниках;

- абонемент – установленная цена за многократное посещение культурных, рекреационных или спортивных объектов;

- членские взносы – за принадлежность к организации и использования материального или иного потенциала организации (ДЮСШ, спортивный клуб);

- комиссионные – за деятельность, проведенная для туриста, например, туристическим посредником;

- акционная цена – на предложения туристических агентств first или last minute, скидки за услуги размещения в межсезонный период;

- чаевые (tips) – повсеместно известная форма дополнительной (факультативной) оплаты за обслуживание клиента (гостя) в некоторых сферах услуг, в частности в туризме, особенно в сфере гастрономии. В некоторых странах считается обязательною.

 

Среди факторов ценообразования выделяются две большие группы – внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся:

1) цели турфирмы;

2) стратегия ценообразования;

3) выбор фирм-партнеров и умелое сотрудничество с ними;

4) качество турпродукта;

5) затраты на формирование и продвижение турпродукта (себестоимость тура);

6) стадия жизненного цикла турпродукта.

 

Рассмотрим некоторые из перечисленных внутренних факторов.

1. В качестве целей турфирмы могут быть поставлены максимизация прибыли, максимизация возврата средств на инвестиции, максимизация рыночной доли, максимизация объема продаж, лидерство в области качества турпродукта, выживание и др.

2. Стратегия ценообразования непосредственно связана с целями турфирмы. Стратегия может предусматривать получение максимального дохода, вытеснение конкурентов с помощью низких цен, проникновение на рынок и завоевание рынка, формирование круга своих постоянных клиентов.

3. Выбор партнеров и сотрудничество с ними также оказывает влияние на цены. Пакеты услуг, предоставляемые лицензированными фирмами, могут быть выше по цене, чем пакеты нелицензированных фирм, но экономические последствия сотрудничества могут перевесить выигрыш в цене. Прямые договоры турагентов с предприятиями, предоставляющими услуги, в ряде случаев невыгодны по сравнению с договорами с туроператорами. Это связано с тем, что фирмы-туроператоры пользуются большими скидками с обычных цен, например гостиничных, за счет экономии расходов на рекламу, коммерческий аппарат, маркетинг. В этих случаях устанавливаются конфиденциальные цены, которые значительно ниже розничных. В других случаях выгодны прямые контакты с предприятиями, предоставляющими услуги. Умелое долговременное сотрудничество с фирмами-партнерами позволяет добиваться льгот в условиях сделки: скидок с цены, увеличения комиссионных, уменьшения предоплаты.

К внешним факторам ценообразования относятся:

- экономическая ситуация;

- цены конкурентов;

- соотношение спроса и предложения, сезонные колебания спроса;

- оценка потребителем соотношения между ценой и ценностью турпродукта;

- сезонность;

- география размещения туристских фирм;

- возможная реакция посредников;

- тип рынка.

Нижний предел цены – себестоимость произведенной услуги, верхний предел определяется спросом на услугу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: