Цена выполняет ряд важных экономических функций:
1) Распределительная функция состоит в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяется между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.
2) Стимулирующая функция цены – это влияние на увеличение производства и потребления одних товаров и сдерживание производства и потребления других, а также стимулирование повышения качества продукции, освоения новых видов товаров и услуг.
3) Ориентирующая функция цены заключается в том, что уровень цены является информацией для покупателя и продавца о качестве производимого блага. Ценовое регулирование непосредственно влияет на объем продаж, величину получаемой прибыли, рентабельность и экономическую устойчивость фирмы.
Цена – экономический инструмент, наиболее подвластный изменениям. Изменяя цену, фирма может оперативно реагировать на изменение спроса. Потенциальные туристы быстрее реагируют на изменение цены, чем на изменения предлагаемых услуг.
|
|
Под понятием "цены туристической услуги" понимают определенное количество денежной массы, которую покупатель должен заплатить за ее единицу. Цена определяет денежные расходы, которые должен понести покупатель, чтобы приобрести определенное благо и иметь возможность пользоваться эквивалентно определенными выгодами и пользой. Цену и полезность услуги закладывают в основу каждой экономического соглашения.
Цена определяет приобретут ли вообще продукт, – который из конкурирующих между собой продуктов найдет признан у клиента.
Поскольку клиент постоянно сравнивает полезность услуг и цену, то последняя с центральным элементом стратегии конкуренции. В случае вхождения на рынок новых туристических предприятий обработки ценового предложения может иметь большее значение, чем издание рекламной продукции. Отсутствие информации или неполная информация о цене подвергает сомнению репутацию предприятия и приводит к тому, что клиент может обратиться к конкурентам. Установка и публикация цены не исключает дальнейших переговоров купли-продажи продукта. Если информация о продукте подается без цены, то она считается неполной с правовой точки зрения и не является предложением, а только приглашением к рассмотрению.
Большая удельная доля овеществленного труда и незначительный материальный характер туристических услуг доказывают, что как производителям, так и потребителям трудно определить оптимальную формулу определения цены на услуги.
В туристическом бизнесе, как и в других сферах экономики, применяют многие виды цен. Разница цен в ежедневных сделках купли-продажи заключается в учете в цене соответствующей ставки налога на добавленную стоимость. Согласно этому, можно классифицировать цену brutto и цену netto.
|
|
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
· оптовые, закупочные, розничные;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Согласно природы туристической услуги, можно выделить следующие основные виды цен:
- тариф – абсолютно обязательная цена (например, за услуги перевозки пассажирским транспортом, в основном общественным);
- оплата – разновидность абсолютно обязательной цены (например, местная оплата, которую называют экологической или климатической). Этой оплатой облагаются туристы, которые пользуются средствами размещения в достопримечательностях на туристической территории. Она предназначена органами территориального самоуправления и составляет особую разновидность налогов;
- предоплата (booking) – денежная квота, которую берут, например, заблаговременный заказ туристического мероприятия в туристическом агентстве;
- вход – на экспозиции, ярмарки, спектакли к соответствующим объектам или рекреационных мест, за участие в спортивных праздниках;
- абонемент – установленная цена за многократное посещение культурных, рекреационных или спортивных объектов;
- членские взносы – за принадлежность к организации и использования материального или иного потенциала организации (ДЮСШ, спортивный клуб);
- комиссионные – за деятельность, проведенная для туриста, например, туристическим посредником;
- акционная цена – на предложения туристических агентств first или last minute, скидки за услуги размещения в межсезонный период;
- чаевые (tips) – повсеместно известная форма дополнительной (факультативной) оплаты за обслуживание клиента (гостя) в некоторых сферах услуг, в частности в туризме, особенно в сфере гастрономии. В некоторых странах считается обязательною.
Среди факторов ценообразования выделяются две большие группы – внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся:
1) цели турфирмы;
2) стратегия ценообразования;
3) выбор фирм-партнеров и умелое сотрудничество с ними;
4) качество турпродукта;
5) затраты на формирование и продвижение турпродукта (себестоимость тура);
6) стадия жизненного цикла турпродукта.
Рассмотрим некоторые из перечисленных внутренних факторов.
1. В качестве целей турфирмы могут быть поставлены максимизация прибыли, максимизация возврата средств на инвестиции, максимизация рыночной доли, максимизация объема продаж, лидерство в области качества турпродукта, выживание и др.
2. Стратегия ценообразования непосредственно связана с целями турфирмы. Стратегия может предусматривать получение максимального дохода, вытеснение конкурентов с помощью низких цен, проникновение на рынок и завоевание рынка, формирование круга своих постоянных клиентов.
3. Выбор партнеров и сотрудничество с ними также оказывает влияние на цены. Пакеты услуг, предоставляемые лицензированными фирмами, могут быть выше по цене, чем пакеты нелицензированных фирм, но экономические последствия сотрудничества могут перевесить выигрыш в цене. Прямые договоры турагентов с предприятиями, предоставляющими услуги, в ряде случаев невыгодны по сравнению с договорами с туроператорами. Это связано с тем, что фирмы-туроператоры пользуются большими скидками с обычных цен, например гостиничных, за счет экономии расходов на рекламу, коммерческий аппарат, маркетинг. В этих случаях устанавливаются конфиденциальные цены, которые значительно ниже розничных. В других случаях выгодны прямые контакты с предприятиями, предоставляющими услуги. Умелое долговременное сотрудничество с фирмами-партнерами позволяет добиваться льгот в условиях сделки: скидок с цены, увеличения комиссионных, уменьшения предоплаты.
|
|
К внешним факторам ценообразования относятся:
- экономическая ситуация;
- цены конкурентов;
- соотношение спроса и предложения, сезонные колебания спроса;
- оценка потребителем соотношения между ценой и ценностью турпродукта;
- сезонность;
- география размещения туристских фирм;
- возможная реакция посредников;
- тип рынка.
Нижний предел цены – себестоимость произведенной услуги, верхний предел определяется спросом на услугу.