Сущность, структура и состав издержек производства. Зависимость издержек производства от изменения объема производства

Тема11. Издержки производства предприятия индустрии туризма и гостеприимства.

1) Сущность, структура и состав издержек производства. Зависимость издержек производства от изменения объема производства.

2) Понятие себестоимости. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта, услуг. Группировка элементов затрат в соответствии с их экономическим содержанием по статьям затрат. Калькулирование себестоимости туристического продукта, услуг.

 

Сущность, структура и состав издержек производства. Зависимость издержек производства от изменения объема производства.

Производство туристического продукта и оказание туристической услуги требуют определенных трудовых и материальных затрат, представляющих собой издержки производства.

Издержки производства туристического предприятия — это экономическая категория, отражающая затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристического продукта (услуги) и выраженная в денежной форме. Иными словами, это общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение туристическим предприятием своих функций.

Издержки учитываются на всех этапах производства туристического продукта и находят свое конкретное воплощение в его цене. Различают следующие виды издержек:

бухгалтерские, или явные издержки. Связаны с привлечением материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Они отражаются в бухгалтерском учете и относятся на себестоимость туристического продукта по элементам затрат. Определенная часть затрат, согласно действующему законодательству, производится за счет прибыли предприятия;

неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — альтернативные издержки, сопряженные с использованием ресурсов, принадлежащих туристическому предприятию. Предприятие могло бы получить больший доход на собственные ресурсы, если бы предоставило их другим пользователям за плату, установленную рынком. К примеру, это процент на собственный капитал, арендная плата за помещение и др.;

экономические издержки — совокупные затраты, связанные непосредственно с процессом создания туристического продукта (услуги);

дополнительные издержки. Обусловлены продолжением процесса доведения туристического продукта до потребителя и его реализации;

предельные издержки отношение приращения издержек к приращению объема продукта. Увеличение издержек производства имеет предел, сверх которого производство невыгодно. Предельные издержки — это средний размер прироста или сокращения издержек на единицу продукта, возникающих в результате изменения объектов производства и реализации более чем на одну единицу. Необходимость измерять предельные издержки — следствие действия закона убывающей эффективности.

Издержки производства непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капитала.

Классификация издержек производства по группировочным признакам:

· по экономическим элементам затрат;

· способу отнесения на себестоимость туристического продукта — прямые и косвенные;

· статьям себестоимости (калькуляция);

· периодичности возникновения — текущие, единовременные, ежедневные и т.д.;

· возможности охвата планом — планируемые, непланируемые;

· целесообразности расходования — производительные, непроизводительные;

· роли в производстве туристического продукта;

· в зависимости от объема продукции — постоянные, переменные и др.

Прямые (контролируемые) издержки связаны непосредственно с работой предприятия.

К косвенным (неконтролируемым) относятся заработная плата аппарата управления, бухгалтерии и т.д. Косвенные издержки неизбежны, и распределять их надо на все структурные подразделения.

Существуют следующие способы распределения косвенных издержек:

• пропорционально доходам (на 1 р. дохода);

• пропорционально условной прибыли (на 1 р. прибыли);

• пропорционально прямым затратам;

• пропорционально заработной плате основного персонала;

• по средней трудоемкости.

Все затраты независимо от того, куда они относятся — на себестоимость или на финансовые результаты, — делятся на три категории: переменные, постоянные и смешанные.

Переменные затраты находятся в прямой зависимости от объема продаж.

Постоянные затраты не зависят напрямую от объема продаж, но до определенного периода. С вводом в действие основных средств, иных факторов меняется размер постоянных издержек.

Деление затрат на переменные и постоянные условно. Часть из них в определенной ситуации переходит из разряда переменных в постоянные. Кроме того, в долгосрочном плане все затраты — переменные, в краткосрочном — постоянные.

Издержки производства характеризуются суммой и уровнем. Последний определяется в процентном отношении к выручке от реализации.

 

Понятие себестоимости. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта, услуг. Группировка элементов затрат в соответствии с их экономическим содержанием по статьям затрат. Калькулирование себестоимости туристического продукта, услуг.

 

Издержки производства включают все затраты на производство и реализацию туристического продукта. Часть из них составляет себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат. Иными словами, это качественный показатель, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристического предприятия.

Как экономическая категория себестоимость выполняет функцию учета и контроля; является базой для формирования отпускной цены на туристический продукт, определения прибыли и рентабельности, оптимальных размеров предприятия, экономического обоснования и принятия управленческих решений и др.

На туристическом предприятии выделяют себестоимость:

· всего объема продаж туристического продукта;

· объема продаж туристического продукта по направлениям деятельности;

· единицы реализуемого туристического продукта (туродня) и др.

Объектом калькулирования себестоимости является отдельный туристический продукт (услуга). В себестоимость включаются все затраты, связанные с производством и реализацией туристического продукта.

Все затраты, образующие себестоимость туристического продукта, группируются в зависимости от их экономического содержания по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;

· затраты на социальные нужды;

· прочие затраты.

Материальные затраты включают:

· расходы на организацию новых туристических продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения;

· издержки, непосредственно связанные с оказанием услуг, производством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процессов обслуживания туристов и экскурсантов;

· затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии обслуживания туристов и экскурсантов и организацией производства, а также с улучшением качества туристического продукта (услуг);

· расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований в помещениях для обслуживания туристов;

· издержки на проведение рекреационных работ, направленных на поддержание территории туристических предприятий в надлежащем экологическом и санитарном состоянии;

· расходы, связанные с организацией и обеспечением процесса обслуживания туристов (услуги, предоставляемые предприятиями средств размещения, транспорта, проживания, питания и др.; эксплутационные услуги; расходы на туристические походы, развлекательные мероприятия для туристов и экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.);

· расходы по оплате работ и услуг производственного характера, не относящихся к основному виду деятельности, выполняемых сторонними организациями и предприятиями, и т.д.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения, включая стоимости, оговоренные в контрактах и договорах на поставку и обслуживание.

Затраты на оплату труда — это затраты на оплату труда основного производственного персонала туристического предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых основной деятельностью. Сюда включаются:

· выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и др.;

· стоимость продукции, выдаваемой работникам в качестве натуральной оплаты;

· премии, надбавки и оклады за производственные результаты и др.

· В себестоимость не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь, подарки работникам и др.

Амортизационные отчисления производятся туристическими предприятиями исходя из установленных правительством норм, методов и правил амортизации, включая индексацию амортизационных отчислений, производимую в соответствии с законодательством, по отдельным группам или инвентарнымобъектам, состоящим на балансе предприятия.

Начисление амортизации по основным средствам, отсутствующим в Перечне единых норм, производится по нормам амортизационных отчислений на аналогичные основные средства.

Сумма начисленной амортизации относится на себестоимость туристического продукта (услуги) ежемесячно, а в сезонных туристических учреждениях годовая сумма отчислений включается в себестоимость за фактический период работы предприятия в году в течение срока полезного использования. Начисление амортизации осуществляется по методам, определенным учетной политикой туристического предприятия.

Вместе с выручкой от реализации амортизация поступает на расчетный счет предприятия, где накапливается.

Затраты на социальные нужды. Отчисления производятся от суммы затрат на оплату труда в соответствии с установленными законодательством нормативами:

· в фонд социального страхования;

· пенсионный фонд;

· государственный фонд занятости;

· фонд обязательного медицинского страхования.

К прочим затратам относятся:

· налоги, сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, уплачиваемые в соответствии с порядком, установленным законодательством;

· расходы на содержание работников аппарата управления предприятия и других структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

· оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, а также пожарной и сторожевой охраны;

· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

· командировочные и представительские расходы (в пределах норм, установленных правительством); издержки, связанные с оформлением документов для выезда за границу;

· хозяйственные расходы, сопряженные с отправкой (приемом) туристических групп (почтовые, телефонные, факс, канцелярские и пр.);

· расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

· оплата процентов по кредитам банков, за исключением просроченных;

· расходы на рекламу (разработка и издание рекламной продукции, рекламные мероприятия, приобретение рекламных кино- и видеофильмов, изготовление стендов, щитов, указателей, оформление витрин, выставок-продаж);

· расходы по сертификации, износу нематериальных активов (лицензия, торговый знак и т.д.) и др.

Затраты, связанные с производством и реализацией туристического продукта (услуги), при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат. Их перечень определяется отраслевыми методическими рекомендациями.

Затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся.

Следует различать издержки производства, связанные с созданием туристического продукта (услуги), и издержки производства, нанесшие убыток предприятию. Последние связаны с просчетами в стратегии и тактике туристической фирмы и покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Этапы анализа издержек производства следующие:

1) подготовка источников информации, обеспечение достоверности и сопоставимости данных, расчет относительного изменения уровня затрат (определяется в процентах к выручке от реализации), относительной и абсолютной экономии перерасхода издержек;

2) изучение состава и структуры расходов, создание сметы по отдельным видам затрат;

3) выявление объективности влияния отдельных значительных факторов на издержки производства: рост объема продаж, цены, сезонность, инфляция, сокращение звенности товародвижения и др.;

4) изучение и оценка сложившегося уровня затрат по сравнению с конкурентами;

5) обобщение результатов, выявление резервов по снижению издержек производства и разработка мероприятий по их реализации;

6) разработка плана издержек производства.

Анализ необходимо проводить как в поэлементном, так и в постатейном разрезах.

Соотношение отдельных элементов затрат, включаемых в себестоимость, составляет структуру себестоимости, которая находится в постоянном движении. Влияние на нее оказывают следующие факторы:

• состояние экономики, инфляционный процесс, налоги;

• увеличение затрат на рекламу;

• поведение покупателей;

• уровень конкуренции и сервиса, предлагаемого конкурентами;

• состояние кредитно-денежной и платежной дисциплины;

• совершенствование структуры управления;

• внедрение квалифицированного менеджмента и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют важное значение для управления издержками.

Процесс управления издержками включает:

· организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек;

· полный анализ издержек в динамике и за текущий период;

· оценку условий функционирования туристического предприятия;

· прогнозирование размера и уровня затрат различными методами;

· нормирование затрат в разрезе статей;

· доведение планового уровня затрат до каждого структурного подразделения, отдельного работника;

· совершенствование учета издержек.

Управление издержками необходимо:

· для получения максимальной прибыли;

· улучшения финансового состояния туристического предприятия;

· повышения конкурентоспособности предприятия и туристического продукта;

· снижения риска банкротства и т.д.

Важнейшим элементом системы управления издержками производства является совершенствование их учета. Принятию правильных управленческих решений содействует организация учета по системе " директ-костинг ", базирующейся на разделении общих затрат на постоянные и переменные. Иногда ее называют учетом ограниченной или сокращенной себестоимости.

Основные особенности и преимущества "директ-костинга":

· планирование только переменных издержек для целей оперативного управления;

· возможность отслеживать зависимости (по графику) финансовых результатов от издержек производства и объема продаж;

· позволяет определить товары с низкой рентабельностью и отказаться от их производства, установить предел изменения цены;

· создает условия для повышения эффективности оперативного контроля за постоянными расходами.

"Директ-костинг" в туризме может применяться в сочетании с другими методами.

Один из важнейших вопросов управления издержками — учет издержек по месту их возникновения и уровню ответственности.

Основные понятия

Издержки производства туристического предприятия, бухгалтерские, или явные издержки, неявные издержки (издержки упущенных возможностей), экономические издержки, дополнительные издержки, предельные издержки, прямые (контролируемые), косвенные (неконтролируемые) издержки, переменные затраты, постоянные затраты, себестоимость продукции (работ, услуг), материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, затраты на социальные нужды, организация учета по системе "директ-костинг».

Основные выводы

 

1) Производство туристического продукта и оказание туристической услуги требуют определенных трудовых и материальных затрат, представляющих собой издержки производства. Издержки производства туристического предприятия — это экономическая категория, отражающая затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристического продукта (услуги) и выраженная в денежной форме.

2) Различают следующие виды издержек: бухгалтерские, или явные издержки, неявные издержки (издержки упущенных возможностей), экономические издержки, дополнительные издержки, предельные издержки.

3) Издержки производства непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капитала.

4) Прямые (контролируемые) издержки связаны непосредственно с работой предприятия. К косвенным (неконтролируемым) относятся заработная плата аппарата управления, бухгалтерии и т.д.

5) Переменные затраты находятся в прямой зависимости от объема продаж. Постоянные затраты не зависят напрямую от объема продаж, но до определенного периода.

6) Издержки производства характеризуются суммой и уровнем. Последний определяется в процентном отношении к выручке от реализации.

7) Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат. Как экономическая категория себестоимость выполняет функцию учета и контроля; является базой для формирования отпускной цены на туристический продукт, определения прибыли и рентабельности, оптимальных размеров предприятия, экономического обоснования и принятия управленческих решений и др.

8) Объектом калькулирования себестоимости является отдельный туристический продукт (услуга). В себестоимость включаются все затраты, связанные с производством и реализацией туристического продукта.

9) Следует различать издержки производства, связанные с созданием туристического продукта (услуги), и издержки производства, нанесшие убыток предприятию. Последние связаны с просчетами в стратегии и тактике туристической фирмы и покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

10) Соотношение отдельных элементов затрат, включаемых в себестоимость, составляет структуру себестоимости, которая находится в постоянном движении.

11) Важнейшим элементом системы управления издержками производства является совершенствование их учета. Принятию правильных управленческих решений содействует организация учета по системе "директ-костинг", базирующейся на разделении общих затрат на постоянные и переменные. Иногда ее называют учетом ограниченной или сокращенной себестоимости.

Контрольные вопросы:

1) Что такое издержки производства туристического предприятия?

2) Какие виды издержек вы знаете?

3) Какие издержки производства по группировочным признакам вам известны?

4) Что такое себестоимость? Каковы ее функции и виды?

5) Как можно сгруппировать все затраты, что относятся на себестоимость?

6) Что включают в себя материальные затраты?

7) Что в себя включают затраты на оплату труда?

8) Что есть амортизационные отчисления?

9) Что относится е затратам на социальные нужды?

10) Какие еще затраты могут быть?

11) Каковы этапы анализа издержек производства?

12) Какие факторы оказывают влияние на структуру себестоимости?

13) Что в себя включает процесс управления издержками?

14) Каковы основные особенности и преимущества "директ-костинга»?

 

Тесты

 

1. Экономические издержки

а) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;

б) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;

в) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки.

 

2. В долгосрочном периоде

а) все издержки являются постоянными;

б) все издержки являются переменными;

в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;

г) все издержки выступают как неявные.

 

3. Постоянные издержки фирмы – это

а) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;

б) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

в) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее;

г) благоприятных условиях производства;

д) затраты на отчисление заработной платы работникам.

 

4. Выберите верный ответ.

Денежное выражение затрат предприятия на получение единицы доходов называется –

а) — прибылью;

б) — рентабельностью;

в) — себестоимостью;

г) — доходами.

 

5. Выберите верный ответ.

Себестоимость продукции – это ……

а) — цена по которой реализуют продукцию (услуги);

б) — затраты на производство и реализацию продукции (услуги);

в) — общая сумма затрат на производство.

 

6. К эксплуатационным расходам относятся следующие статьи затрат?

а) — затраты на оплату труда;

б) — отчисления на социальные нужды;

в) — взаиморасчеты с другими предприятиями связи;

г) — налог на прибыль предприятий связи.

 

7. Выберите верный ответ

Затраты на производство продукции (услуги) это —

а) — прибыль предприятия;

б) — рентабельность продукции;

в) — издержки производства;

г) — доходы предприятия;

 

8. Что надо включить в себестоимость туры на Мальдивы, просчитайте себестоимость этого тура. Какова будет цена этого тура? Аналогичные просчеты сделайте для тура в Египет, автобусного тура в Прагу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: